|
|
Педагогическая генетика, психогенетика, геномика, продолжительность жизни. Нашумевшие на рубеже 19 – 20 веков декларации Чезаре Ломброзо о болезненной природе гениальности, по мнению современных авторов (В.П. Эфроимсон) «не выдерживают никакой критики». Явно тенденциозен и подбор огромного биографического материала Ланге – Эйхбаума и Барта, Брейна по «бионегативности» гениев. По принципу, скажем, описывает талантливо писатель (Чарльз Диккенс) сцены казней и жестокости - значит он сумасшедший или садомазохист, хотя известно, что писатель добивался (и добился!) отмены многих видов казни. Все это, по современным данным, часто - не более, как намеренное и «профессиональное» искажение действительности с претензией на особую оригинальность гипотезы. Например, известно, что большинство профессиональных психиатров во всех людях видит своих потенциальных клиентов, поскольку любое нормальное мышление включает в себя все типы ненормального - так же, как белый цвет состоит из всех цветов радуги. По этой причине врачи очень легко впадают в заблуждение. Так, имевшиеся у меня в студенчестве книжки по психиатрии пользовались необыкновенной популярностью у наших студентов, особенно в периоды сессии, когда некоторым срочно требовалось уйти в академический отпуск. Эти студенты разрабатывали анамнез и диагноз, и легко моделировали относительно безопасные формы функциональных психических расстройств – главное было не попасть под электрошоковую терапию. В то же время, иногда сопровождая их в клинике, а так же на демонстрациях во время лекций в мединституте, я видел недостаточно информированных несчастных, которым поставили диагнозы «психоз», «паранойя» или «шизофрения» вовсе зря. Таким образом, однозначных или бесспорных генетических причин одаренности так и не было установлено, а некоторые имеющиеся слабые корреляции не представляют интереса для обычных здоровых людей. По мнению многих исследователей, гораздо эффективнее моральные и психологические факторы, а также методы воспитания и обучения и некоторые специальные технологии образования, ведущие к одаренности и гениальности. К тому же они безвредны. Исследование генома человека, которое началось с открытия «двойной спирали ДНК» Уотсоном и Криком в начале 50-х годов, по моему мнению, также все больше подрывает тезис о генетической обусловленности одаренности в пользу добротности и избыточности генов современного человека. К сообщениям об открытиях «генов гениальности», «генов пьянства» и т.п. пока что нужно относиться также, как к декларациям Ломброзо – чаще всего это журналистские «утки». Тем не менее работы генетической модификации интеллекта начались в ряде стран и родители должны знать о состоянии дел. Мы реализуем программу: «Каждому ребенку – CD ROM с геномом», с целью обеспечить родителей индивидуальными программами развития одаренности и укрепления здоровья детей. Такой генетический паспорт должен иметь каждый ребенок. При поддержке родителей мы сделаем эту программу федеральной: деятельность государства в области образования и здравоохранение должна основываться на генетических паспортах граждан. Это – задача номер один президента. Начинается период накопления информации и создания банка данных о том, какой участок генома за что отвечает. Наличие такого паспорта в ближайшее будущем будет означать возможность эффективного лечения или генетической корректировке органов человеческого тела, включая части мозга. Для здоровых людей принципиально то, что именно в геноме записаны предписания продолжительности жизни и деятельности тех или иных органов. Естественно, корректировка этих предписаний либо будет стоить дорого, либо – ничего, все будет зависеть от того, в чьих руках окажется эта информация . Я считаю, что в данные о геноме и возможностях его использования должны быть под контролем родителей, растящих и воспитывающих детей – будущее человечества. Поэтому каждый вступивший в родительский клуб "МИР родителей" будет располагать всеми возможностями, которые будет предоставлять геномика, генная инженерия, генная медицина и генетическая педагогика. Книга П.В. Тюленева "Как развивать детей
одаренными", Гл. 1. |