| |
Что нужно знать
родителям о развивающем уходе, раннем развитии,
воспитании и образовании детей?
1. Наиболее эффективные рекомендации по
развивающему уходу, воспитанию и образованию
детей разработаны, проверены и предложены к
началу 90-х годов П.В. Тюленевым.
Результаты, ставшие основой системы методов были
получены в ходе более 30 лет научных
исследований. Эта система имеет полное название:
"Читать, считать, знать ноты - раньше, чем
ходить и говорить". Эти методы были названы
"система МИР" (аббревиатура от "система
Методов Интеллектуального Развития"), и Вы
можете прочесть об этих методах на сайте "www.7ya", в разделе
"Публикации". Содержание комплексного
научного доклада представленного в Президиуме
Российской Академии образования (ноябрь, 1999 г.)
специалисты могут найти по адресу http://rebenok.h1.ru .
Родителям будет интересно узнать, что они и их
дети могут участвовать в международной
программе, с участием отдельных семей, детских
садов, школ и высших учебных заведений, которые
будут содействовать развитию и воспитанию детей
по системе МИР.
2. Рекомендации МИР позволяют
родителям практически без занятий научить
ребенка основным элементам чтения букв, слогов и
слов уже к 9 - 12 месяцам (П.В. Тюленев, 1988 г.).
Одновременно c этим естественно происходит и
обучение складыванию слов из букв магнитной
азбуки или кассы картонных букв - "письму".
Разработаны и описаны десятки простейших игр -
занятий с ребенком. Для первоначального
знакомства с системой МИР рекомендуется
книга "Читать - раньше, чем ходить", вышедшая
в изд. "Знание" в начале 1996 г., или книга
"Как ускорить интеллектуальное развитие
ребенка?", 1995 г.
Еще раньше, в рамках благотворительной
программы "Начальное образование - до 5-ти
лет" в 1992 году статьи и сообщения были
направлены во все крупные газеты (http://rebenok.h1.ru/pr01.htm).
Краткое изложение рекомендаций в виде факс -
сообщений было послано в более тысячи
организаций, а с 1997 года показано восемь передач
и видеосюжетов по телевидению. Эти тексты и
материалы Вы найдете по адресу создаваемого
сайта http://mirr.h1.ru . С тех пор по пути
раннего развития к так называемому, "домашнему
образованию" идут многие родители,
воспитатели - энтузиасты.
3. Однако, следует быть осторожными при
следовании советам консультантов по раннему
развитию и домашнему образованию, поскольку
более поздние последователи, как правило,
искажают методы интеллектуального развития,
сдвигая сроки их применения, предлагая
собственные или устаревшие пособия. Чаще всего
проблемы возникают из - за того, что коммерсанты
предлагают менее эффективные или бесполезные, но
дорогостоящие, более "рентабельные"
пособия, которые, однако, не имеют научных
обоснований. Как правило это делается торгующими
фирмами и их дилерами с целью продажи весьма
дорогих пособий, например, кубиков. Однако,
использование кубиков до возраста 1-2 лет требует
от родителей огромных затрат времени, специально
выделяемого для занятий. При использовании
"Азбуки МИР" на карточках времени для
занятий, как показывает хронометраж, почти не
требуется, и каких - либо побочных эффектов не
наблюдалось. Тем не менее, когда время уже
упущено, в более позднем возрасте, в 2 - 3 года
кубики могут применяться, и с успехом, но лишь
очень ограниченное время: как правило, две - три
недели, и только для достижения нужного эффекта:
чтения слов. После этого нужно немедленно
переходить к картонным буквам, к магнитной
азбуке или к печатающей (электрической) машинке,
или к компьютеру с принтером (по - Тюленеву).
Механическую пишущую машинку применять нельзя:
она требует большой нагрузки на пальцы ребенка,
что часто вызывает обратный эффект. Родителям и
воспитателям следует знать, а консультанты
обязаны предупреждать, что в ходе массовых
исследований в детских садах в Ленинграде,
еще в начале - середине 90-х годов, помимо
положительного эффекта обучения чтению при
переходе от букв к словам, было установлено
отрицательное влияние кубиков при длительном
(более 1 мес.) применении. Почему же такое
происходит? Оказывается, у большинства детей
возникают стрессы, развивается отрицательное
отношение к чтению и письму (специфическая
дислексия), так как складываемые слова и фразы
приходится почти ежедневно разрушать: то кубиков
не хватает, то место нужно освободить ... Для
взрослых разобрать ("сломать") слово из
кубиков - это игра, а для малышей, нередко - почти
трагедия ...
4. В системе МИР кубики практически не
применяются, - используется "Азбука МИР",
которая не только в десять меньше стоит, но и
долговечна (она используется от 0 до 8 лет).
Согласно системе МИР, к двум годам почти все дети
уже могут свободно читать, складывают
предложения, печатают их на электрической
пишущей машинке или на компьютере. В то же время,
повторим, что кубики рекомендуются в более
позднем возрасте, в 2 - 3 года, в течение 1 месяца,
для "запущенных" в смысле системы МИР детей,
и требуют большого количества времени и
специальных занятий, и часто даже платного
обучения для занятий с ними. Поэтому лучше
начинать как можно раньше - проще говоря, когда
ребенок еще не научился играть в кубики.
5. Что еще мешает родителям развивать ребенка без
помех? Результаты получаемые родителями в
различных странах, показывают, что в набольшей
степени сдерживают развитие ребенка методы
Г. Домана, США (созданные в 40 - 50 - е гг.) и "методы
Марии Монтессори" (Италия, 1908 г.), применимые
для высокообеспеченных детских садов (начало ХХ
века). Так, только набор кубиков Монтессори стоит
около 30 $. Исследования показали, что
перечисленные методы имеют, так же как, например,
кубики Зайцева, четко специализированное
применение и в принципе не позволяют родителям
получить оптимальные результаты и задерживают
развитие ребенка на 2 - 2,5 года по сравнению с
оптимальными сроками МИР. Пропаганда их
объясняется чисто коммерческими
обстоятельствами, по результатам же эти подходы
по результатам даже не приближаются к МИР ...
6. Родителям важно, не откладывая, "один
раз увидеть, чем сто раз услышать". А еще лучше -
переписать из интернета нужную информацию.
Документально подтвержденные результаты и сами
рекомендации по раннему развитию и формированию
способностей детей Вы найдете в материалах книг,
статей и методик, вышедших в 1991 - 1999 гг., и
опубликованных на специальных страницах сайта
"7я.ру", итак, конкретные ссылки:
- книга "Как развивать детей одаренными?"
(краткий обзор системы Методов
Интеллектуального Развития): http://www.7ya.ru/pub/early/mir.asp -
показана антинаучность понятия генетической
"одаренности", которую вопреки огромному
числу научных фактам пытаются привить родителям
различные "лаборатории одаренности",
психологические центры и проч., откровенной
целью которых является скрыть от родителей
методы развития способностей ребенка, снизить
уровень интеллектуального развития общества и
тем обеспечить армию педагогов работой и
оправдать "двойки";
- книга "Знать ноты - раньше, чем ходить", или
как развивать
и чему обучать вашего будущего музыкального
гения?" Некоторые материалы системы МИР: http://www.7ya.ru/pub/early/music.asp ;
- книга "Предпринимать - раньше, чем ходить":
http://www.7ya.ru/pub/early/prt7.asp ;
- книга "Как развивать ребенка летом, на даче и
в деревне?" :
http://www.7ya.ru/pub/early/summer.asp
;
- пример "Индивидуальная программа развития
ребенка от 0 до 1 года" (пример): http://www.7ya.ru/pub/early/mir-program0-1.asp
;
- книга "Считать - раньше, чем ходить: от 0 до
7":
http://www.7ya.ru/pub/early/mth01.asp
;
Другие книги и материалы по проблеме раннего
развития и образования размещены на сайте "МИР
детей".
7. Факты - это главное, что нужно требовать от
консультантов. Такой раздел имеется на сайте
"МИР детей": родители могут убедиться, что
перечисленные рекомендации проверены, и по ним
получены практические результаты,
зарегистрированные начиная еще с 1989 года: копии
документов приведены на страницах: http://rebenok.h1.ru/recordmir.htm ;
Для того, кто хочет знать все о новых
возможностях развития способностей и
образования, сообщаем, что эти материалы
получены из разделов сайта "МИР детей": http://rebenok.h1.ru
;
Этот сайт поддерживается Академией
образования и развития" ( АОР), руководители:
П.В. Тюленев, В.Ф. Шаталов, В.С. Скрипалев.
8. Многие родители опасаются: в существующем
многообразии методик и авторов нетрудно и
заблудиться! В надежде как - то помочь родителям
сообщаем, что предупреждения и результаты
анализа выявленных недостатков программ Г.
Домана, с обнаруженными проблемами и
ограничениями использования методик Н. Зайцева,
М. Монтессори и других, вы найдете по адресу: http://rebenok.h1.ru/dmnanlz.htm .
9. Психологически самое важное и трудное
для родителей: полностью отказаться от
традиционной педагогики, которая по сути стала
системой уничтожения интеллекта и творческого
потенциала детей. Эта педагогика была создана не
для детей, а для педагогов, для их собственного
удобства. Построенные на традиционной
официальной педагогике системы школьного
образования обрекают подрастающих граждан на
постоянное недоучивание и недоразвитие, на
вечную зависимость от педагогов, лозунг которых:
"век живи - век учись" ... (к счастью, первая
попытка искусственно увеличить сроки обучения в
школе, то есть ввести "12-летку" в России
не удалась). На сайте "МИР детей" можно
найти характеристики "традиционных"
программ, которые, к сожалению, до сих пор
тиражируются в детских садах и школах,
пропагандируются официальными педагогами. Всем
нам слишком хорошо известно, что именно эти
традиционные педагогические методы и привели в
конечном счете к печальным последствиям - к
нынешнему состоянию России, к неспособности
населения элементарно выжить. Назовем поименно,
это "типовые официальные программы" для
детских садов и школ: программа "Радуга",
"Истоки", разработки многих десятилетий
центров А. Запорожца, Л. Венгера, Занкова,
Эльконина - Давыдова ...
10. Губительность традиционной педагогики была
доказана еще 350 лет тому назад, Я.А. Коменским и
подтверждается современными педагогами.
Материалы о нем, о его последователях, и о
результатах выдающихся родителей, педагогов и
воспитателей: Моцарта, Витте, Макаренко,
Сухомлинского, Никитина, Шаталова, Тюленева,
Зайцева, заложивших фундамент науки о раннем
развитии и социальной и духовной адаптации
ребенка, приведены на стр. http://rebenok.h1.ru/anmranraz1.htm .
11. Перечни всех возможных, в принципе применяемых
пособий, игрушек и других компонентов
развивающих наборов, которые рекомендуются для
развития, воспитания и образования ребенка можно
будет найти по адресу: http://rebenok.h1.ru/prod05.htm
Как утверждается, этот перечень пополняется и
пересматривается в соответствии с новыми
научными данными. Заметим, опыт показывает, что
если вы задаете вопросы и посылаете на сайт
"МИР детей" новые вопросы и предложения, то
можете рассчитывать на то, что после некоторого
времени найдете нужную информацию в разделе
"Ответы", FAQ и в других тематических
рубриках, например: http://rebenok.h1.ru/consultations.htm
.
Всего имеется десять интегрированных
программ, которые охватывают все необходимые для
получения высшего образования предметы.
Теперь о наболевшем, о совсем недалеком
будущем.
Итак, представим, что родители смогут избежать
ошибок, без помех ваш ребенок по системе МИР
сможет закончить среднюю школу к 9 - 12 годам, к 12 - 16
годам закончит вуз ...
Что же дальше? Заниматься развитием
навыков творчества?
Опыт почти всех родителей, кто занимается
образованием своих детей показывает, что нужно
быть готовыми к тому неизбежному обстоятельству,
что особо развитые дети сталкиваются с
нарушениями их прав на более быстрое развитие в
детском саду, и тем более в школе ... Законов,
которые защищают нормальных и развитых детей, их
право на присущее им индивидуальное развитие
нет. Их всячески сдерживают, а труды и заботы
родителей оказываются напрасными. В результате,
родители разных стран постепенно приходят к
выводу, что им необходимо объединяться, чтобы
как-то призвать к порядку "традиционных"
педагогов, не желающих осваивать новые,
здоровьесберегающие, научно - обоснованные
методы обучения и развития.
Кроме того, нужно вовремя подумать, как
обеспечить наших будущих гениев работой,
гарантировать им трудоустройство в своем
Отечестве ...
Поэтому материалы по проблемам
"12-летки" и защите прав родителей и детей на
лучшее развитие размещены на сайте: http://rebenok.h1.ru/apn.htm
, и мы бы хотели
знать, на какие вопросы родителям еще необходимо
получить ответы?
Будем рады, если сможем помочь Вам этой
информацией, заранее благодарим, если направите
вопросы и предложения.
Желаем Вам успехов в развитии и воспитании
детей, Лариса Князева ,
| |
|