|
Быть Сидом Мейером 31 июля 2002 года, 11:58 Note
on a label CD. The brief contents: I
predicate, he could become someone, determining paths of development of a world
civilization. But the selection was made for the benefit of commercial profit
and craft. That to be surprised to? Mahlo who will agree to go on a path
suspected the lingering conflicting to conventional company. Mahlo whom will
tempt a violent death in the ending of the biography, filled pain and travail.
Сид Мейер и Лин Картер
С 1982 года на Олимпе игрового рынка Сид Мейер играет в "царя горы". Трудно быть Сидом Мейером. Целых двадцать лет! Увы, десятилетний срок работы Сида Мейера над компьютерными играми практически не отмечался в России и в СНГ. Дело в том, что юбилей 1992 года совпал с появлением на пространстве бывшего СССР игры Civilization. До появления Civilization-2 в 1996-97 мы ложились спать и просыпались с именем "Сида Мейера". Он представлялся в облике седоволосого старца. Фанаты грезили тайной мудростью человечества, которую интеллектуальный титан вложил в свое удивительное создание. Так было до появления в стране первых фотографий в англоязычных журналах. С ксерокопированных блеклых листов на нас взглянул полноватый круглолицый коротышка с улыбающейся физиономией. Эпоха Интернета сделала из тайного мудреца преуспевающего бизнесмена, увлеченного гольфом и органной музыкой. На рынке компьютерных игр Сид Мейер в одиночку сделал революцию, сравнимую с литературным бунтом Филиппа Фармера и Лина Картера. Плодотворность дизайнера множества компьютерных игр соответствует редакторской энциклопедичности Лина Картера. Кстати, не исключено, что родившийся в первой половине 50-х годов, на рубеже 60-70-х Мейер мог воспитываться по книгам великой картеровской серии Ballantine Adult Fantasy (1969-74). Сегодня 48-летний разработчик и дизайнер компьютерных игр по праву находится в списке наиболее известных личностей и самых цитируемых бизнесменов. Всеобщее признание пришло к компьютерному гению, когда он взялся пересоздавать самый динамичный сегмент рынка - пошаговые стратегии и военные стратегии реального времени. В это трудно поверить, но дизайнер разбогател и обзавелся собственным делом тогда, когда задался целью воплотить идеал интеллектуальной свободы в программном коде "компьютерной развлекаловки". Здесь, несомненно, дизайнер выступил наследником благородных традиций американской фантастики. Ветхая скрижаль на CD В наиболее честных и толковых обзорах и ревьюшках пошаговая стратегия крайне уместно называется "играми Бога". Игрок и искусственный интеллект становятся малой группой, в которой человеку достается участь Бога и лидера, а компьютеру - роль оппозиционера. Если быть точнее, компьютер призван осуществить стечение обстоятельств, препятствующее развитию вашей цивилизации. После выбора континента и этноса игрок погружается в море ответственности. С момента создания первого города игрок становится Богом для десятков тысяч горожан, не имеющих никакого представления о мире за деревянными стенами их виртуальных домов. Он уподобляется персонажу культового фантаста Филиппа Фармера (читайте "Создателя Вселенных" или "Бизнес Бога"). У нас, тридцатилетних выпускников советских институтов, возникал вопрос: отчего в игре содержательная сторона ограничена иллюстративным материалом учебника по истории? Причем, учебника для младших и средних классов? Впоследствии оказалось, что за ограниченным подбором информации стояла принципиальная позиция Мейера. Он полагал, что изыски в моделировании важнее избытка исторических данных. Вторая энциклопедия позволила бы строить игру, далекую от реальности. Мейер и сегодня считает, что управлять - это сложнее, чем надстраивать. Авторитет гуру настолько велик, что мы готовы соглашаться с Мейером и по ряду спорных вопросов. Сегодня число игроков, обвиняющих Мейера в упрощенности третьей версии превысило число тех, кто в 1997 году был недоволен Civilization-2. Помнится, тогда было высказано немало резких слов по поводу обязанности коллекционировать в городах отрезанные головы Элвиса Пресли. Среди разочарованных Civilization-3 главенствуют те, кто ожидал три-дэ графику и анимационные ландшафты. Лично для меня многие спорные вопросы снимаются, когда я вспоминаю видеоролики Чудес света в Civilization-2 или пытаюсь добиться культурной победы в третьей игре. Хотя, если сказать честно, газетных заголовков из первой игры не хватает в двух последующих сериях великого стратегического сериала. В играх жанра стратегии через диалог с искусственным интеллектом самые протяженные периоды в истории человечества преобразовываются в материал личного жизненного опыта. "В наших играх фантазия приближает игрока к исторической личности (persona) в большей степени, чем это позволяет историческая наука или реальная жизнь. И это возбуждает", - сказал Сид Мейер. Здесь он умолчал об одном неожиданном аспекте. Все три игры пропитаны иллюзией вождизма, разрушающей искусственные конструкции, возведенные в сознании молодого человека, рожденного и воспитанного на Западе. Всякое проявление американской политической корректности выветривает из истории авантюрный дух. Например, многие читатели Марка Твена и прочих американских авторов были изрядно озадачены, не обнаружив в Colonization негров под игом рабства. Образ мудрого пожилого Сталина стал истинным украшением первой "Цивилизации". Соответственно, игроки ожидали бы увидеть Гитлера, выступающего от имени немецких танков. Но Гитлеру места не нашлось. К счастью, в Civilization-2 религиозные фанатики были представлены длиннобородыми аскетами, напоминающие исламских фундаменталистов. В Civilization-3, выброшенной на рынок осенью 2001 года, удалось обойти и этот острый угол. В деле добровольного и сознательного ограничения точности ради развлечения гораздо дальше Сида Мейера ушел его бывший партнер Брюс Шелли (Bruce Shelley). Возможно, Age of Empires позиционируется на рынке более продаваемым товаром, нежели Civilization-3. Но, пока жив патриарх, представляется ущербным программный продукт без имени "Sid Meier". Хотя "Альфу Центавру" не спасло и великое имя. Поэтому здесь, сегодня и сейчас я хочу высказаться по поводу того, какие эмоции вызывает у меня Сид Мейер, всю свою жизнь простоявший у заводского конвейера по производству "игр Бога". Мне жалко Сида Мейера. Забавно, но общая идея была заимствована у фирмы-производителя бумажных игр типа "монополия". В работе над Civilization вскрылись гениальность и незаурядность Сида Мейера. Человек с таким могучим интеллектом и неординарным взглядом на мир вполне мог бы стать новым Джозефом Смитом (пророком, основавшим мормонство). Созидательный потенциал Civilization американца Сида Мейера равнозначен "Книге Мормона", написанной американцем Джозефом Смитом. Мы никогда не узнаем, осознавал ли сам Мейер возможность выбора, который он мог бы сделать в ныне далеком 1982 году. Говорить от имени Бога в толпе людей из плоти и крови или играть в маленькое божество, просыпающее манну небесную для насекомоподобных рисованных человечков? Я утверждаю, он мог стать кем-то, определяющим пути развития мировой цивилизации. Но выбор был сделан в пользу коммерческой выгоды и ремесла. Чему удивляться? Мало кто согласится пойти по пути, предполагающем затяжной конфликт с традиционным обществом. Мало кого прельстит насильственная смерть в финале биографии, заполненной болью и страданием. Не сумевший продать ни одной картины, трагически погиб живописец Ван Гог. Джозеф Смит был убит разгневанной толпой. Всеми преданный и забытый спился Лин Картер... В отличие от этих демиургов, обреченных на жизнь-катастрофу, наш современник Сид Мейер преуспел в коммерческом отношении. Его имя повторяют десятки тысяч игроков по всему свету. Ну что ж, в каком-то смысле это будет ему моральной компенсацией за нереализованную возможность по созданию новой цивилизации, нового этноса и новой религии. Civilization предсказала крах капитализма Все три варианта Civilization стали продуктом, аннигилирующим ложные достижения Запада. Демократия и стабильность на финансовом рынке пускаются под игровой нож ввиду геополитической угрозы или опасности военной агрессии. Достаточно проиграть несколько сеансов в Civilization-3, чтобы понять: только военное превосходство, лидерство в науке и контроль над сырьевыми рынками обеспечивают стране, государству и народу достойное место в списке планетарных игроков. В скобках остается отметить, что за десятилетие так называемых "реформ" современная Россия растеряла научный потенциал, самоустранилась от контроля над сырьевыми рынками и не вовремя увлеклась пацифистским садомазохизмом. Словом, в нашей стране все эти годы заправляли старые мракобесы, не знакомые с элементарными алгоритмами Сида Мейера. И доколе будет продолжаться подобное безобразие? Не пора ли избрать Президентом человека, хотя бы понаслышке знакомого с феноменом Civilization? Столь заковыристым вопросом мы и подведем первые итоги двадцатилетнего пребывания "цивилизационного аристократа" в индустрии компьютерных игр. Какая разница сколько миллионов долларов заработал старина Сид? Главное, мы стали умнее. "Мы не намеревались дублировать историю", - повторяет Сид Мейер: "Мы попробовали обеспечивать игрока инструментами под названием "элементы истории". Их произвольный перебор позволяет игроку увидеть, как это работало бы с большой пользой для человечества". Сегодня в России эти откровенные слова мэтра можно оставить без комментариев. Prophecies and Sensations 31 июля 2002 года, 11:58 Помощь в использовании развивающей игры "Цивилизация"
|