|
Родителям о законах оптимального музыкального развития и образования «В Кострено, в Кострено поедем с тобой, Там песни слагает любой! И если песня, песня получается, То море, море, море улыбается …»
Хотелось бы, чтобы любой родитель, даже не знакомый с музыкальной грамотой, мог воспитать талантливых в музыкальном отношении детей без особых дополнительных затрат. Причем, важно суметь воспитывать так, чтобы ребенок свободно владел современной музыкальной культурой. Это означает, что человек может не только читать и исполнять услышанные музыкальные произведения по нотам и на слух. Кроме того, музыкальное развитие можно считать полным тогда, когда ребенок испытывает потребность сочинять и записывать музыку, например, песни, наиболее полно выражая таким способом свое эмоциональное состояние. Так, известно, что в русском домашнем воспитании дворян сочинение и исполнение романсов в честь любимых дам было признаком культурного уровня, который был утрачен после того, как повсюду было установлено нынешнее «традиционное образование». «Основной закон» развития музыкальных способностей Поначалу меня, также как многих, интересовал вопрос: почему одни люди имеют музыкальный слух, другие – нет? Что – то подсказывало, что в природе не должно быть такого разделения людей. Оказалось, что все люди могут быть «музыкальными«, так как обладают потенциальной, генетической способностью с рождения иметь музыкальный слух! Это можно назвать основным, точнее даже «нулевым» открытием, и было очень странно было обнаружить, что многие об этом не знали, да и не знают до сих пор. В результате недостатка информации для родителей немало детей остаются без музыкального слуха. Почему же, вольно или невольно, создается такая разница между людьми? Найти ответ на этот вопрос означало решить половину проблемы. Вскоре стало понятно, что именно традиционное, устаревшее воспитание и образование является причиной того, что у многих людей эта «всеобщая музыкальная способность» оказывается не востребованной. Взгляды, которыми руководствуются даже современные, но традиционные педагоги, устарели … на триста лет. По сути, они велят ждать, когда эти музыкальные способности проявятся, в итоге – упускают время. Даже такой педагог – новатор, как Мария Монтессори, в первой половине XX века считала, что развивать ребенка можно только … с трех лет. Вместе с тем, я обнаружил, что еще в XVII веке просвещенные родители, в отличие от педагогов, знали, что способности сами по себе не приходят, их надо развивать. Так считал и действовал, например, отец Моцарта: сразу после рождения сына он заявил, что воспитает гениального музыканта, и стал с ним заниматься. Примерно так же действовали родители других великих музыкантов. То есть, казалось бы, что проблема воспитания талантов и гениев была давно решена родителями. Что происходит с музыкальными талантами? Исследуя музыкальное образование, программы и методы обучения, я сначала был поражен отсталостью «современной» педагогики: неужели нельзя было довести этот «основной» закон и методы Моцарта до каждого родителя и педагога, а не держать их в неведении? Оказалось, что нельзя потому, что этого не хотят … педагоги, вернее, их высшее руководство. Сами - то рядовые педагоги искренне хотят обучать, но тщетно: их вооружили такими знаниями и методиками, которые не позволяют сохранить таланты. Факты. Я убедился в этом окончательно только к 1999 году, пройдя все научные и административные инстанции, побеседовав с руководителями науки и образования. Обнаружилась «страшная тайна»: многие высшие руководители, «академики педагогики» и чиновники из министерства намекали, или сказали прямо, что знают правду о музыкальных способностях. Но при этом они были убеждены в том, что необходимо регулировать численность, «поголовье», так сказать, музыкально одаренных людей. Так, оправдывая свою позицию, один редактор журнала «Семья и школа»(!) мне написал: «А может в том, что талантов мало – есть смысл?», и осторожно пытался переубедить меня. Но, на самом деле, словами дело не ограничивается. Я обнаружил, что те, кто видит смысл своей педагогической деятельности в ограничении числа талантов, готовы к любым активным действиям и делают это с каким то особым усердием. У меня был случай убедиться в этом на факультете психологии в МГУ, когда я стал свидетелем, как из книжного киоска для студентов изымались «вредные» книги по раннему развитию одаренности ребенка. Итак, можно считать твердо установленным, что объективных, природных препятствий к тому, чтобы дети выросли с музыкальным слухом, нет, есть только субъективные, зависящие от чьей – то воли. Я специально обращаю внимание родителей на то, что опасность искусственного сдерживания как формирования способностей, так и развития талантов чрезвычайно велика. Уверен, что катастрофические революции, реформы и перестройки, кризисы и низкий уровень жизни – это свидетельство недостатка талантов в верхах. Преодолеть эту опасность можно только совместными усилиями всех заинтересованных родителей - недаром устаревшие взгляды сохраняются ни много ни мало – более 300 лет после появления методики Моцарта. Для освобождения способностей детей родителям всего – навсего необходимо узнать методы интеллектуального развития способностей: талантливые дети сумеют создать счастливую страну. Также как все родители, я убежден в бессмысленности ограничений на развитие способностей – это такой же «железный занавес», которым пытались отгородить страну от остального мира. Обнаружился явный конфликт интересов родителей, с одной стороны, и педагогов, с другой. Кто виноват в проблемах родителей и детей Не ограничившись походами по этажам министерства образования, я беседовал с депутатами Государственной Думы, затем прошел правительственные коридоры Белого Дома. Оказалось, что проблема талантов может быть решена только на уровне президента, и я прошел по кремлевским кабинетам. Именно здесь отклоняются девять из десяти обсужденных и принятых законов, не говоря уже о постановлениях правительства. Этот экскурс во власть выявил, что вся структура, которая должна была бы помогать родителям воспитывать, развивать и обучать детей, не занимается решением этих задач. Более того, действует с точностью … наоборот. Все подступы к высшим правительственным чиновникам заняли лоббисты от тех, кто убежден, что число талантов нужно ограничивать. Одни чиновники усердно создают нам, родителям, проблемы, по своей простоте и незнанию, другие – вследствие, мягко скажем, лукавства. Более всего меня встревожила и насторожила всеобщая некомпетентность «простых» руководителей, с одной стороны, и изрядная компетенция «лукавых» чиновников, с другой. Существующие программы «Одаренные дети» и другие, служат тем же целям: вряд ли к вам приходили представители этой программы и предлагали тестирование и помощь. Комментарий социолога: Результатом этой некомпетентности руководителей явилось то, что несмотря на созданную и самую дорогостоящую систему образования, в нашей стране менее всего нобелевских лауреатов. Затраты родителей ушли в никуда. Убежденность нынешних высших руководителей педагогов в том, что «талантов должно быть мало», привела к тому что страна оказалась на задворках мировой культуры и образования, несмотря на то, что родители стремились дать своим детям все, что могли. В этих условиях понятно, почему реализовать «нулевой закон», а затем и воспитать музыкальный талант в отдельно взятой семье было не просто трудно, но не удавалось вовсе. Это доказывают миллионы случаев вокруг нас, когда родители прилагали неимоверные усилия, но у них так и ничего не получилось. Как же может быть иначе, когда во всех детских садах и школах ребенок сразу попадает к тем, кто действует по программе обучения, имеющей скрытой целью сократить число талантов? Что же в таком случае делать? Очевидно, что родителям необходимо объединяться, выбирать таких законодателей и президента, которые обеспечат максимальное раскрытие творческого потенциала детей. Программа такой реорганизации системы образования и культуры представлена на наших сайтах в Интернете (www.tyulenev.chat.ru/kongress.htm ). Думаю, несложно ответить на этот вопрос, кто виноват. Вот механизм сдерживания развития талантов наших детей, функционирующий, увы, за счет средства самих родителей. 1. Так, в исполнительной власти, в органах образования и культуры, министры и большинство их «замов убеждены, что талантов … должно быть мало. 2. Соответственно, педагогическая Академия и все подведомственные институты разрабатывают такие школьные и вузовские программы, такие доктрины образования, программы модернизации образования и концепции вещания канала «Культура», чтобы талантов не было, или они не появлялись вообще. Цель просматривается простая: искусственно создать трудности, подогнать действительность под нынешнюю концепцию одаренности «от бога», прописанную в псевдо научных диссертациях прошлого века, то есть сделать появление талантов редким и чисто случайным явлением, «даром божьим». 3. В этом их поддерживает такая же, коррумпированная с предыдущими, группка в правительстве, которая тоже считает, если все будут талантливыми, кто же будет работать на нефтяных вышках и на стройках перестройки? – и выделяет на эти анти-талантливые программы бюджетные деньги. Стоп! – так ведь получается, они тратят наши, родительские деньги на то, чтобы у наших детей .. не было талантов. Приехали. Но у нас – президентская республика, а это означает, что девять из десяти законов и проектов постановлений отклоняются … безвестными чиновниками Администрации президента. Выходит, главный «отец нации», коим является президент, не знает о наших проблемах и путях решения. Вот только что мне позвонил родитель, отец многодетной семьи (пятеро детей), пожаловался, что у него … просто не приняли письма действующему президенту! Получается, что теперь нам самим предстоит решить, что делать и реализовать программу освобождения талантов в стране. Очевидно, что для этого нужно существенно менять структуру власти, расставить такие кадры, которые будут свободны от бессмысленных и антиродительских убеждений – только тогда можно будет создать условия максимально возможного развития способностей детей. Что делать? Программа «Каждой семье – одаренных детей». Пытаясь найти ответ на вопрос «что делать?», за несколько лет я пришел к выводу, что обращаться к педагогическим чиновникам внедрить новые эффективные методики – это все равно, что требовать у акул осушить океан. Нужно было создавать новую, родительскую педагогику, направленную на решение проблем родителей и детей. Надо значит надо. Поэтому, еще в 1991 году я организовал Центр «Содействие развитию и воспитанию детей», который в течение нескольких лет рассылал факсы и материалы, раскрывающие секреты формирования и развития талантов. По телевидению были показаны видеосюжеты по теме «Читать – раньше, чем ходить» и другие. Многие родители поддержали новые методы воспитания. Началось повсеместное реализация методов раннего развития: то, что раньше давали ребенку только в школе, теперь дают не только в детском саду, но даже в колыбели… Сегодня по всей стране создаются родительские клубы, где обсуждаются, каким должно быть образование и инфраструктура поддержки семьи, создаются местные общества родителей и центры развития детей. Эти организации необходимо соединить в Конгресс родителей, который смог бы объединить наказы более 70 миллионов родителей. Естественно, эта новая, родительская партия выдвинет и поддержит только тех кандидатов на все выборные должности в стране, которые примут родительскую программу, устраняющую все механизмы сдерживания развития детей: время – не ждет. Вместе с тем, анализ последних инициатив органов образования и культуры показывает, что ситуация ухудшается. Не будем здесь гадать, чем (или кем) некоторые нынешние чиновники при этом руководствуются – пусть это остается на их совести. Очевидно, что когда они хотят отпускать таланты, так сказать, дозировано и по своему усмотрению то при этом они явно нарушают права родителей иметь талантливых детей. 1. Поскольку удалось выяснить цель нынешней официальной педагогической науки: «Талантов не должно быть много!», то я убежден, что такую науку родители давно бы перестали финансировать. 2. Добавим, что внедрение «12-летки», начатое по инициативе нынешнего министра и той же педагогической академии означает, что к этой цели - лозунгу добавился новый, еще более неприемлемый для родителей: «Умных и образованных людей не должно быть много!». 3. Если родители поддержат предлагаемые нами программы, то мы вместе изменим цели и структуру министерств, образования и культуры. Девизом этих министерств должен быть следующий: «Таланты и образование должны быть доступны каждому ребенку». 4. Необходимо сделать доступными новые, научно – обоснованные методы ухода за ребенком, а так же методы интеллектуального развития детей - систему МИР, частью которой является программа «Моцарт». Система МИР предназначена для того, чтобы родители смогли освободиться от навязывания ошибочных взглядов на природу талантов, на которых основана деятельность нынешнего образования. Я уверен, что именно поэтому родители, занявшие активную позицию в поддержке системы МИР, подарят таланты и высокий уровень жизни своим детям. Комментарий социолога: Кстати, экспансия американской культуры в другие страны вызвана тем, что «министерства культуры» в США вообще нет. Иначе говоря, каждый талант - сам себе министр. На самом деле, такую роскошь может себе позволить только та страна, которая в избытке имеет приток творчески активных иммигрантов. Для этих, уже готовых, сформировавшихся талантов и гениев, которые США собирают по всему миру, существование «Министерства культуры», по-видимому, было бы только помехой. К чему можно стремиться: программа минимума и максимума музыкального развития и образования Признание «нулевого закона» приведет к тому, что музыкальное образование должно стать всеобщим, то есть повлечет за собой перестройку всех частей системы образования, от дошкольного до вузовского. Наверное, именно из – за этих, экономических соображений педагоги не хотят ничего предпринимать. Что же касается населения, самих родителей, то теперь только в самых отсталых странах и в наиболее невежественных слоях населения не знают, что каждый ребенок обладает музыкальным талантом. Этот факт достоверно и научно, и даже социально установлен: в странах, где пользуются так называемыми «музыкальными языками» все граждане имеют музыкальный слух. Но если это так, то какими должны быть перспективы, максимальные возможности музыкального развития? На что может рассчитывать родитель, и что обязан знать педагог? Над этим вопросом мне пришлось работать по меньшей мере двадцать лет. Я учился в музыкальной школе, занимался со своими братьями по классу скрипки, играл в ансамблях, пел на эстраде и в академической хоровой капелле, сочинял песни и, поразмышляв, почти силой заставил себя не стать профессиональным композитором, выбрав иной путь… Тем временем в традиционной школе все оставалось по старому. Я убедился, что «традиционное образование» не признает «нулевого» открытия века 20-го: «И все таки Земля вертится!» - сказал Галилей, как бы не пытались убедить родителей в обратном традиционные педагоги. Тем не менее, никто из высших педагогических чинов не пытался менять представления о музыкальном образовании, существовавшие до 17-го века. Это было просто удивительно наблюдать – все эти десятилетия армия музыкальных педагогов занималась тем, что тщательно продолжала держать родителей в заблуждении. То есть, никто не собирался реализовать научные открытия в педагогику, закрывая миллионам детей реализовать свой талант. Известно, что без систематического обучения, а именно, без образования любое развитие рано или поздно останавливается. Естественно, возникает вопрос: как должно измениться музыкальное образование в связи с этим открытием? Когда оно должно начинаться и чем оканчиваться? Но родителям некогда ждать, пока распустят не признающее научные факты министерство образования, когда реорганизуют органы управления культурой и начнут, наконец, правильно учить в детских садах и в музыкальных школах. Родителям нужно и можно действовать, потому что дети растут и упущенного времени не воротишь. Поэтому я попытаюсь представить все материалы, результаты и наиболее эффективные методы, которые любому желающему внимательному родителю позволят в максимальной степени реализовать потенциал своего ребенка. За прошедшие десятилетия удалось многое проверить на практике – поэтому неподтвержденные на практике рекомендации или теории здесь отсутствуют. Примечание. Сегодня новые области теоретических исследований лежат в сферах обучения в период беременности, а также в областях экстрасенсорного или гипнотического обучения или кодирования – они не являются предметом книги. Цель очевидна: свести к минимуму все издержки, связанные с обучением. Например, научиться вводить обучающую информацию вводить с компьютера непосредственно в мозг. Другое направление: генетическое изменение интеллектуального потенциала. Третье направление – ускоренное обучение клонированных людей, поскольку, пока проблема генетического прекращения старения не будет решена, клонированные люди, по всей видимости, будут иметь проблемы с их весьма ограниченным сроком жизни. Так что если эти теории будут проверены и подтверждены практикой, то, можно себе представить, что произойдет: возможно, родители будут получать из роддома младенца, обученного или, - «закодированного», - всеми премудростям современного образования! Что такое максимум музыкального развития? Программу максимум можно сформулировать следующим образом: каждый родитель может развить и воспитать детей, способных стать не только музыкантами, например, исполняющими известные произведения, но и композиторами, сочиняющими музыкальными произведения. Именно этой цели – достижению программы максимума музыкального развития и образования - посвящена эта книга. Однако сначала родителям необходимо быть твердо уверенными, что это возможно, является обычным делом, таким же, как научить ребенка читать и писать. Когда – то в 60-е годы часто звучала популярная песенка, слова из которой приведены в эпиграфе. Меня в детстве эти слова поразили, но никто из взрослых не мог мне ответить, почему в каком – то Кострено «песни слагает любой», а в нашей столице, в городе Фрунзе никто из знакомых этим не занимался?
Столетиями традиционные педагоги внушали, что обучить ребенка чтению можно только в 7 лет, но к 1990 году мне удалось разрушить этот миф и доказать, что ребенок может научиться читать – раньше, чем ходить. Теперь каждый родитель может покончить с таким же мифом в отношении музыкальной грамоты. Несмотря на то, что этот миф охраняется столь же упорно и тщательно, вы сможете научить ребенка нотной грамоте – раньше, чем ходить. Разумеется, это можно сделать и позже. Здесь приводятся материалы, необходимые для общего знакомства с методикой “Знать ноты - раньше, чем ходить” и программой, условно называемой “Моцарт”. Как вы убедитесь, путей к знанию нот в младенческом и дошкольном возрасте много – столько же, как и к обычной грамоте в методике «Читать – раньше, чем ходить», или в «Универсальной развивающей азбуке». Я убежден, что родители имеют право мечтать, чтобы их ребенок мог добиться таких успехов в музыкальном творчестве, каких пожелает.
О других законах оптимального музыкального развития и образования Как сделать так, чтобы любой родитель, которому традиционное общее образование в школе не дало музыкальной грамоты, все таки, мог сделать своего ребенка музыкально образованным? Прежде всего, нужно твердо уяснить, усвоить некоторые основополагающие законы и принципы системы МИР. Если идти традиционным путем, через музыкальные школы – ничего не выйдет, кроме огромных затрат времени и средств, с одной стороны, и потери у ребенка желания заниматься музыкой, с другой. Мой опыт показал, что лучше всего обучить этому, знать ноты легче, раньше, чем ходить, а не в более старшем возрасте. К 1990 году мне удалось проверить на практике основные элементы методики «Знать ноты – раньше, чем ходить», и я думаю, что со временем все осознают важность сделанного этой методикой открытия. Таким образом, первый закон оптимального музыкального образования гласит: «Любого обычного ребенка можно научить знать ноты, раньше, чем ходить». Разумеется, это не будут знания в объеме средней специальной музыкальной школы, достаточно знаний в объеме начального курса сольфеджио. Для того, чтобы осуществить это, родителям достаточно будет пособий, упомянутых в настоящей книжке. Закон оптимального развития способностей к музыкальному творчеству. Второе открытие, о котором, на мой взгляд, нужно знать каждому родителю, касается последующих темпов музыкального развития ребенка, узнавшего ноты – раньше, чем он начал ходить, Это открытие я называю законом оптимального творческого развития: «Любой ребенок в системе МИР может и желает стать композитором в возрасте трех лет». Причем, исполнительское искусство в этом возрасте многих малышей интересует гораздо меньше, чем сочинения собственных произведений. Примечание: Вы должны обратить внимание на то, что ребенок в этом возрасте сможет не только сочинять мелодии, но и записать их нотами, при помощи наших пособий или на персональном компьютере. Композитор – в три года. Впоследствии, когда я начал искать аналоги в истории, то обнаружил, что установленный мною срок опережает на три года начало музыкального творчества самого Вольфганга Амадея Моцарта, который первое произведении, как известно, записал нотами в возрасте 6 лет. Но последующий анализ показал, что метод родителей Моцарта, профессионально владевших игрой на музыкальных инструментах, не подходит для миллионов родителей. Что нужно для раннего музыкального образования Комплекты пособий, музыкального оборудования и программ для компьютеров можно будет заказать в дальнейшем, когда родители увидят, что воспитывать музыкального гения вовсе не так сложно, как им раньше казалось и они решат организовать занятия музыкой. По тексту и в приложении уже приводятся образцы некоторых пособий, которых достаточно для начальных домашних занятий с малышами. Родители, заинтересованные в занятиях по программе “Моцарт” смогут, надеемся, в ближайшее время получить полный комплект «МИР музыкального творчества», с представленными здесь материалами. В книгу вошли и ответы на вопросы родителей по методике “Знать ноты - раньше, чем ходить”, а также более детальные образцы пособий. Итак, мы выяснили: 1. Что главной причиной является недостаток информации о законах музыкального развития детей. Каждый ребенок может: иметь музыкальный слух; освоить музыкальную грамоту в раннем возрасте, а также овладеть навыками музыкального творчества. 2. Выяснили, кто виноват в том, что талантам не дают развиваться, а также то, что программа реорганизации образования и культуры уже имеется и осталось только включиться в нее. 3. Теперь вы знаете, что методы развития детей музыкально одаренными существуют и представлены, хотя и не полностью, в этой книге.
|