| |
Читать
- раньше, чем ходить
Интервью
журналу "Мой ребенок"
На
вопросы читателей отвечает П.В. Тюленев,
автор книг: "Читать - раньше, чем ходить",
«Считать – раньше, чем ходить», «Знать ноты
– раньше, чем ходить» и других;
-
Сегодня многие родители пытаются научить
ребенка как можно раньше читать. Можно ли
это делать? Не вредно ли для здоровья
ребенка? Что говорит ваш личный опыт?
- Впервые я
столкнулся с этой проблемой раннего чтения
в 1956-1957 году, в детском санатории в Воронцовке, где мне
долго, полтора года залечивали
подстреленное из рогатки колено. Там меня
начали обучать чтению в пять - шесть лет, но мама,
обнаружив это, запретила педагогам
продолжать, думая что раннее обучение
вредно. Мое же огорчение трудно описать:
впечатление было такое, что у меня отобрали
любимую игрушку. Мой дед, Филипп
Осипович, напротив, с возраста полутора -
двух лет ежедневно, с утра, давал мне "читать",
просматривать самое ценное сокровище из
своей библиотеки: книгу Брэма с цветными
картинками. Свидетельствую, что это было
не только не вредно, но и представлялось для меня, ребенка, самым увлекательным занятием.
Очень запомнилось и участие отца в этих занятиях с книгой - он иногда приезжал в
село из города проведать меня и помочь: сколько себя помню, главной проблемой
было вскопать вручную огромные грядки, тянувшиеся едва ли не сотню метров.
Отец настолько выразительно изображал голоса
просматриваемых животных, что я до сих слышу, как здорово он квакал
по-лягушечьи. Это началось еще до того, как я научился говорить, а не говорил я
достаточно долго, но не по моей вине. Примерно в полтора года бабушка упустила
момент и едва не превратился в левшу: начал есть левой рукой. Но приехавшая,
где-то через месяц, в деревню мама это заметила, и постаралась исправить.
Произошла задержка речи, примерно на год. Вот в этот то период и начались
непроизвольные занятия с книгой Брэма. Отец бесподобно изображал петухов, разных
возрастов и характеров, а также, кошек и котов. Бабушка лучше знала и изображала
коров, овец и прочую живность, она с пяти часов утра доила, раздавала им корм и
так далее. У деда лучше получались голоса диких птиц: он ведь был лучший на селе
охотник, официально, как отец девятерых детей, числился местным егерем. Потом,
много позже, я понял почему. Примерно с первого - второго класса дедушка Филя
стал брать меня на охоту, и я слышал, как здорово он приманивал уток, бекасов и
прочую птицу, которая водилась у нас на реке Чу, на речке Быстрой и в зарослях
Речушки, на берегу которой располагалась мое родное село Ивановка, в Киргизии.
Мой отец и дед по матери были по происхождению из казаков Кубани и Дона,
абсолютно все умели, можно сказать, были автономны, обладали массой талантов, но
развивали их в себе сами, с самого детства. Ведь казак, раздвигавший предели
России и защищавший Отчизну на дальних рубежах, должен быть и пахарем, и
садоводом, и воином, и охотником, и ремесленником, и художником и артистом -
тогда до телевидения было еще далеко! Эти занятия с книгой Брэма остались на всю
жизнь ярким воспоминанием, потому что мне пришлось нередко вспоминать об этом
впоследствии, когда уже в семь лет я стал няней и гувернером своих младших
братьев и детишек соседей... Так что опыт у меня многообразный и достаточно
многосторонний.
Вплотную к решению проблемы чтения я
приступил через десять лет, когда отец
определил сферу моих интересов как "кибернетика".
На рубеже 60 - 70-х годов, когда компьютер
начал вторгаться в повседневную жизнь, эту
"железяку" инженеры пытались научить
читать. В то время многие психологи
занимались проблемой искусственного
интеллекта. Исследуя и моделируя
интеллектуальные процессы на ЭВМ, я пришел к
выводу, что с математической точки зрения процесс чтения должен быть
намного проще, чем процесс хождения.
Упрощенно говоря, число мышц, участвующих в
"хождении", в несколько раз больше, чем
при чтении, а значит, задача управления "хождением"
на порядок сложнее, чем задача обучения
чтению. .
То есть,
Человек Читающий должен появляться раньше,
чем Человек Прямоходящий. Очевидно и то, что
перегрузка центрального процессора во
время "хождения" (или плавания, а также,
например, слушания музыки и т.п.) не
способствует обучению чтению, что, кстати,
мы повсюду и наблюдаем.
Но не было
проверенных методик, которые бы
гарантировали безопасность, исключали
какой либо риск. Мне было нелегко решиться
на какие либо эксперименты. К началу 90-х
годов мне удалось доказать на практике, что
чтение проще, чем хождение. Естественно,
первые эксперименты я провел на своих
дочерях. Оказалось, что Человек Читающий
легко справляется с пресловутым
информационным кризисом. В результате
опыта и консультаций родителей по раннему
развитию, начиная с 1995 – 1996
году вышло несколько моих книг на эту тему,
от «Читать –
раньше, чем ходить»(Изд. "Знание"), до
книги "Когда начинать воспитывать
будущего президента России?" и других.
К исходу XX века на
основе использования рекомендаций системы
МИР, высшее учебное
заведение, наконец, закончили дипломники 12
– 14 лет. Так что гарантированное бесплатное
и качественное высшее образование – это
первая причина, по которой родители
начинают обучать детей чтению.
Вторая причина заключается в том, что
раннее чтение способствует формированию
мощных горизонтальных связей между
полушариями. Это приводит к феноменальному
развитию творческих способностей.
Раннее
чтение, как показывают факты, оказывает самое
благотворное влияние на развитие всех
способностей, в том числе творческих:
музыкальных, художественных... Анализ
материалов по биографиям показал, что
имеются тысячи доказательств по этому
вопросу. Достаточно сказать, что более 90 %
наиболее выдающихся деятелей человечества
обязаны своими способностями и
достижениями именно раннему чтению. Сегодня
можно с уверенностью утверждать, что в "век
высоких технологий" сохранение системы
"традиционного образования", такого же
"дошкольного воспитания" и, особенно,
сохранение обучения чтению в позднем
возрасте 6 – 7 лет –
это просто катастрофа для любой семьи.
- Когда раньше всего можно начинать
обучать чтению, и каким способом можно
сделать это?
-
Давайте уточним вопрос. При внутриутробном
обучении, так сказать, в "нулевом классе",
используются одни методы, в ползунковом
возрасте - совершенно другие.
Месяц жизни новорожденного порою равен
годам жизни взрослого человека, поэтому в
младенческом возрасте важна каждая мелочь
в общении и обучении. Родителям нужно
усвоить формулу: «способности - это
совокупность мелочей в жизни младенца».
Перейти от обучения чтению в 6 – 7 лет к
обучению в годовалом возрасте, по сути,
образно означает "пересесть" сразу с телеги на космический
корабль, то есть выйти в космос. А дальше что?
Как
быть таким детям в детском саду, в школе?
Что бы далее такие вопросы не возникали,
отвечу сразу, что мы вместе с В.Ф. Шаталовым,
Б.П. Никитиным, еще в 1998 году вошли с
предложением в правительство, к президенту
страны. Сегодня мы специально создаем сеть
детских садов, школ и высших учебных
заведений нового типа, куда могут пойти
дети, которые научились читать в два года, а
школьную программу освоят, скажем, к
возрасту 9 – 12 лет. По существу, методика
"Читать - раньше, чем ходить" открывает новую эру,которую в своей книге,в 1995
году предложил называть "эрой Человека Развитого", или Homo
Advanced
.
- Можно ли совместить детство и высшее
образование? С какого возраста дети могут
поступить в эту Академию нового типа?
В нашей «Академии образования и развития»
такие дети смогут не только продолжать
играть в свои детские игры, но и получат
столько дипломов об окончании вуза, сколько
захотят и сколько смогут. Скорее всего,
часть их таких детей получат не только
степени бакалавра, но магистра, и даже
кандидата или доктора наук. Кроме того, мы
намерены гарантировать их достойное
трудоустройство.
Но для всего этого необходимо участие
просвещенных родителей. То есть, до того,
как начать учить детей, нужно подготовить
самих родителей. Для этого и создан «Клуб
МИР детей», где родители встречаются, и не
только получают необходимые знания, но и
обсуждают будущее своих малышей.
Просвещенные родители могут записать
своего ребенка в АОР, начиная с самого
рождения.
- А что делать детям, которым уже по четыре
– пять и более лет?
- Для них мы тоже нашли выход. Один из членов
нашей Академии, В.Ф. Шаталов
так же, еще в 70 – 80 –е годы разработал
систему школьного обучения, при которой все
становятся отличниками. Интересно, что «отпетые
двоечники» нередко оканчивают школу лучше,
чем самые блестящие отличники. При этом вы
можете специально отметить:
На сегодняшний день в нашей Академии
математика проходится в пять раз быстрее,
чем в обычной школе, а тригонометрия – в
десять раз быстрее. Наиболее сложный
предмет – физика, на него требуется в два –
три раза меньше времени. Все оставшееся
время учащиеся
занимаются спортом, искусствами и прочими
полезными развивающими занятиями. Так что родители, дети у которых
постарше, могут не беспокоиться, а
записывать их в нашу Академию.
- Какие методы используются в Академии для
обучения детей в возрасте до одного года?
В системе МИР используются несколько
способов обучения чтению - прежде всего,
нужно более точно учитывать
физиологический возраст, так как от этого
зависит, какие методы применяются. Этот
возраст в обычной школе, например,
соответствует "классам". Традиционная
школа применяет поурочно – классную
систему обучения.
В системе МИР вместо понятия урок
используется «сеанс общения», что
позволяет использовать для обучения каждый
сеанс или акт общения с ребенком.
Так что будем говорить о «сеансово –
классной системе» развития и обучения.
Другими словами, сначала нужно научить
родителей общаться со своим ребенком так,
чтобы каждый сеанс общения стал
своеобразным «уроком».
- По – Вашему получается, что
каждый раз, когда мама общается с ребенком,
это означает, что она проводит урок в
системе МИР?
- Именно
так и обстоит дело. На самом деле, время
бодрствования малыша не так уж велико. В
первом месяце оно составляет не более часа
в сутки, к концу первого года жизни времени,
пригодного для обучения набирается несколько
часов. При обычном общении это
драгоценное время используется на всего на
несколько процентов. Все остальное время
бодрствования мозг малыша работает почти
вхолостую.
- Каков же коэффициент полезного действия
традиционного ухода за ребенком?
- Коэффициент полезных действий родителей
при традиционном уходе, который
рекомендует, например, Бенджамин Спок, не
превышает 4 – 5 процентов.
Если родители используют рекомендации Б.
Никитина и В. Скрипалева, этот коэффициент
возрастает примерно в десять раз. Это
достигается тем, что с ребенком активно
занимаются физическими упражнениями, в его
распоряжении имеются своеобразные
микроспортивные снаряды. Используемая
система закаливания значительно повышает
свободу и подвижность ребенка, расширяет
его возможности для развития малыша.
Столько же он составляет при использовании
рекомендаций Г. Домана, однако он во многих
случаях снижается вследствие ряда
педагогических и психологических ошибок.
Что же касается системы МИР, то требование
рационально использовать время
бодрствования – это главное условие для
разрабатываемых игр и дидактических
приемов.
Экспертная оценка полезного использования
времени, на мой взгляд, может выглядеть
примерно в виде следующей таблицы:
Рекомендации
Полезно используемое
время младенца
Бенджамин Спок
4 – 5 %
Б.П. Никитин
30 %
Г. Доман
10 – 20 %
П.В. Тюленев
80 – 99 %
- Куда же девается время, и как избежать
потерь времени развития малыша?
Рассмотрим более подробно бюджет времени
младенца. Где теряется время?
П о
т е р и
в р
е м е
н и :
Категория времени
При обычном уходе
Развивающий уход
за ребенком
по системе МИР
(в
процентах от возможно использования
времени)
1. Время пробуждения.
Теряется на все -
100 %. Используется,
+ 100 %
(развивающая
среда и др.)
2. Время кормления.
– 100 %
+ 100
(общение,
среда и др.)
3. Время бодрствования.
+10-20 %
+ 100
(общение,
среда)
4. Время занятий.
+
30 %
+ 100
(содержание,
методика и др.)
5. Время прогулок.
+10 %
+ 100
(общение,
среда, пособия и др.)
6. Время засыпания. +10
+ 100
(колыбельные,
сказки и др.)
7. Время сна.
- 100
+ 100
(среда)
Чтобы дать характеристику, как теряется
время, нужно внимательно рассмотреть
конкретную ситуацию: что мама делает во
время ухода за ребенком? Какова окружающая
среда? Какие используются пеленки, ковры,
обои? Что за игрушки имеются в доме, и как
ими пользуются? И т.д. и т.п. Например, мама
приучила ребенка спать только на животике.
Естественно, ребенок сильно отстанет в
интеллектуальном развитии, так как перед
малышом, лежащим на спине вся жизнь семьи
демонстрируется в более полном объеме:
появляются новые лица, он свободно
манипулирует руками, рассматривает ковры,
картины и прочее. То есть, при положении на
животе процент потерь времени
увеличивается еще больше. Другой пример –
методика Домана. Если маме некогда
показывать карточки, то ребенок ничего не
получает. В то же время вывешивание
карточек по нашей
методике и программам полностью занимает и
развивает малыша, с момента пробуждения до
засыпания. Тут нет никакой зависимости от
того, имеет ли время мама на занятия с
ребенком, или нет. Анализ причин потерь
времени ребенка мы называем
психосоциальной диагностикой окружающей
среды развития. Это самостоятельное
серьезное исследование, которое может
включать и психогенетическую диагностику,
и ряд других методов анализа и прогноза.
- Что нужно делать во время беременности,
чтобы научить ребенка читать?
Можно
начинать обучать чтению еще до рождения. В
этом периоде жизни ребенка, а точнее плода,
он воспринимает звуки голоса матери или
аудиозаписи, подвержен влиянию
эмоциональных состояний матери.
Я рекомендую метод художественного чтения,
он доступен любой будущей матери. В период
беременности, будущей маме достаточно
время от времени читать стихи или прозу.
Этот метод сочетает передачу звуковой
информации и эмоционального состояния, так
как по некоторым данным, это сопровождается
изменениями на химическом уровне.
После
такого чтения ребенок быстрее усваивает
многие слова, правильную расстановку
ударений, воспроизводит интонации, манеру
чтения. На аудиокассете, которую мы даем
родителям, вы
можете услышать, как ребенок 3,5 лет впервые
читает поэму «Руслан и Людмила» раскрыв
полное собрание сочинений А.С. Пушкина.
Это произведение читала ему мама в
период беременности.
- Какова же норма начала чтения по системе
МИР?
Читать и складывать из букв слова
нормальный ребенок начинает в возрасте
около одного года. К свободному же, беглому
чтению книжек малыши приходят примерно к
возрасту двух лет. Для
этого родителям нужно научиться увидеть
мир глазами ребенка. Нужно понимать, что
годовалый малыш последовательно осваивает
несколько совершенно новых для него миров.
- В каких таких мирах оказывается
годовалый младенец?
- Когда взрослый человек попадает в знойную
Сахару, мы говорим, что он попадает в "мир
пустыни", оказавшись в дельте Амазонки,
вы попадете в "мир джунглей".
Так и
ребенок – попадает в наш мир впервые, где
все для него важно, прекрасно и удивительно.
Уточним, в какой мир попадает новорожденный?
Для интеллектуального развития самое
важное, что он открыл глаза и видит: для
нормальных младенцев смотреть - это главный,
ведущий вид интеллектуальной деятельности.
Это, в основном, мир зрительного восприятия.
Поэтому новорожденного в период от 0 до 3-х
месяцев мы называем "смотрунками".
Если учесть объем деятельности
новорожденного, то в первые три месяца "смотреть"
- это ведущая деятельность, так сказать,
специализация, а "смотрунок" - это
главная "профессия",
специализация вашего ребенка.
Кроме
того, на младенца обрушивается лавина
звуков, в которой его мозг пытается
разобраться. Значит, его можно называть еще
и "слышунок". Ребенок
за короткое время проходит несколько
совершенно разных и, в то же время, огромных
по своему значению для будущей судьбы
вашего ребенка, "миров".
Я
называю эти условные миры, в которых
реально живет и развивается ваш малыш,
хотите или не хотите,
"классами в системе МИР", или,
сокращенно, "классмирами". Всего этих, основных
естественных классов развития ребенка от 0
до 18 лет нами выделено десять. Такое деление
сделано для удобства родителей и решения
задач воспитания детишек.
- Итак,
как обучать чтению "смотрунка", то есть
малыша, который занимается в «первом классе»
по системе МИР?
- В этот период
развития лучше всего использовать
следующие методы.
1.
Демонстрация карточек с буквами.
2. Демонстрация букв и обозначаемых ими
звуков.
На самом первом этапе карточки с буквами
могут быть односторонние. Это пособие
обозначается как УРАМИР-1.0.
Буквы размещаются в поле зрения малыша.
Примечание. Лучше всего буквы подвесить на
специальном демонстрационном
стенде, который через три месяца вы сможете
уже поставить в кроватку, для того, чтобы
малыш, который к тому времени перейдет в
класс станет «сидунком» и сможет снимать («читать»)
буквы со стенда своими руками.
Рассматривание
буквы младенцем будем называть чтением.
Следуя главному правилу методики «Читать –
раньше, чем ходить», нужно добиться, чтобы в
первую очередь в момент пробуждения
ребенку попадались на глаза именно буквы.
Поэтому все остальное размещайте по краям
поля зрения малыша.
- Каков порядок вывешивания букв?
Сначала вывешивается одна или две буквы.
Затем, ежедневно, еще по одной букве. К концу
первого месяца подобных занятий на
развивающем стенде будут все буквы
русского алфавита.
- Что происходит при демонстрации букв
младенцу?
- Когда, проснувшись, младенец видит
знакомую букву, у него «поднимается»
настроение, и он может даже заулыбаться.
Но вот он переводит взгляд, и видит новую
букву. Он озабочен. Некоторое время
рассматривает ее, его
взгляд перемещается в разные части буквы.
Зрительный анализатор фиксирует пропорции,
результаты отображаются в виде опорного
образа в головном мозге. Через некоторое
время эта буква будет малышом узнаваться
мгновенно. Теперь вам осталось дать каждой
букве ее имя, а точнее сопоставить каждой
букве тот звук, который она наиболее часто
обозначает. Теперь можно расширить,
ассоциировать опорный образ буквы с
соответствующим звуком.
- Как научить «смотрунка» распознавать
звуки, которые обозначают буквы?
- Для этого используется методика показа
букв с одновременным произношением звуков.
Во время
этого игрозанятия можно использовать не
только односторонние буквы УРАМИР-1.0. но и
двусторонние карточки с буквами, УРАМИР-1.1,
и для продвинутых занятий даже буквы УРАМИР-1.2,
с несколькими шрифтами на обратной стороне.
Когда вы,
например, после кормления, показываете
малышу ту самую, горячо любимую букву, и
четко и внятно произнесете звук, который
эта буква означает, то через несколько сеансов
общения малыш при звуке «А» будет глазами
искать ту самую букву, которую вы ему
показывали.
- А как обучать чтению, когда ребенок уже
тянется ручками к букве?
В дальнейшем, примерно в возрасте 3 месяца,
малыш научится владеть ручками, он станет «трогунком»,
и его можно переводить во второй класс МИР.
На этой стадии нужно следовать правилу:
«Трогать буквы – раньше, чем другие
предметы». Для
головного мозга все равно, читать глазами
или читать руками. То есть, снова получается,
что чтение – на первом месте.
Организовать самостоятельное освоение
букв в третьем классмире также просто, как и
в первом. Для этого нужно протянуть между
двумя прутьями кроватки шнур, на который
нужно подвешивать буквы так, чтобы
малыш смог до них дотянуться.
Время этих игрозанятий: до обеда.
Подвешивать сначала нужно двусторонние
буквы, а затем, двусторонние. Кроме букв
УРАМИР, можно подвешивать буквы магнитной
азбуки. Нужно обеспечить полную
безопасность крепления букв магнитной
азбуки, поэтому, лучше всего их привязывать
на прочную леску толщиной не менее 0,3 мм.
Кроме того, можно подвешивать пластиковые
буквы.
На этой стадии развития ребенка, в
классмире-2 уже можно использовать
возможности персонального компьютера для
обучения чтению – но об этом в другой раз.
- Вот, наконец, младенец научился
переворачиваться. Как продолжать его
раннее развитие и образование?
- На этой стадии развития ваш ребенок уже
может заниматься по программе «третьего
класса» МИР. В классе «пластунка» нужно
организовать бодрствование ребенка так,
чтобы начинал ползать младенец по –
пластунски именно за буквами, а не за какими
– то другими предметами. В этом, третьем «классмире»
ребенок уже знает не только форму и
звучание буквы, но и учится буквы собирать,
двигаться для того, чтобы заполучить букву.
К радости узнавания, к уже имеющимся у
малыша осязательному и мануальному образу
буквы добавится радость движения,
перемещения в пространстве за буквой, за
информацией, как это делают в реальной
жизни журналисты. Поэтому, кстати, вся
программа освоения грамоты всех видов
в системе МИР так и называется: «Играем
в журналиста». В нашей методике освоение и
использование букв всегда дарить ребенку
радость движения, сочетается с физическим
развитием.
- А если ребенок будет отказываться
ползать за буквами или трогать их?
Разумеется, если в поле зрения малыша будут
располагаться другие предметы, это
помешает игре с буквами. Лишь только после
того, как вы похвалил малыша за то, что он
дополз до буквы, взял ее в ручку и передал
вам, а вы громко ее назвали или пропели, вы
хвалите малыша и предоставляете ему другое
занятие. Например, ползать и собирать
кубики, другие игрушки или пособия. Так
реализуется одно из правил МИР: «читать –
раньше, чем играть».
Все это естественно: если вы, отправляя
первоклассника в школу, вместо ранца с
учебниками и тетрадями вручите футбольный
мяч, то вы найдете его на футбольном поле
или в соседнем дворе, а не в школе. Так и
младенец будет интересоваться всем, что ему
попадется во время ползания, и в результате
потеряет время. Первым делом – буквы. А
остальные игрушки – потом. Помните, что «буквоползание»
- это ли одна из десяти программ для «ползунка».
Так что классмир-3, как и другие классы в
нашей системе полностью загружают, а вернее,
развлекают ребенка полезными,
образовательными играми.
Родителям нужно
обратить внимание на детальные вопросы,
которые изложены в книжках комплекта МИР-1 и
на консультациях.
- Какого размера должны быть карточки с
буквами?
- Мы рекомендуем нашу специальную «Азбуку
МИР», где буквы имеют размеры не более 5 см.
Стоимость ее в 5 - 8 раз меньше, чем стоимость
кубиков.
- На каком расстоянии следует их
показывать младенцу?
- Расстояние зависит от того, показываете
ли вы буквы сами, или вывешиваете их для
демонстрации на стену.
- Что же лучше: вывешивать буквы на стену,
или показывать «в живую»?
- Нужно делать и то, и другое, чтобы у
ребенка развивались мышцы глазного яблока.
Лучше демонстрировать буквы, помещая их в
поле зрения малыша на расстоянии от 50 – 100
см. Это соответствует расстояниям в
кроватке, где обычно находится младенец.
Некоторые пытаются игнорировать кроватку.
Напрасно. Детская кроватка, если только она
удовлетворяет требованиям системы МИР –
это великое изобретение человека. К
кроватке нужно относиться как к самой
первой alma–mater вашего
ребенка. В книге «Читать
– раньше, чем ходить» кроватка названа
стенами первой «микрошколы» для ребенка, со
своими предметными «кабинетами».
Родители должны относиться к кроватке
как директор и завуч к своей школе:
оборудовать ее, организовать учебно –
развивающий процесс для своего ребенка. В
этой микрошколе вам малыш будет учиться
четыре первых класса в системе МИР из
десяти! Поэтому расстояния, которые я
рекомендую, будут небольшие.
Соответственно, затраты на карточки, буквы
будут в несколько раз меньше, чем на те
пособия, которые рекомендуются в
устаревших методиках.
- Какого цвета должны быть буквы?
- Буквы должны быть черно – белые.
- Нужно ли одновременно с буквами
показывать изображения каких либо
предметов?
- Ни в коем случае! Исключение составляют
запущенные дети в возрасте 4 – 5 лет, которые
уже «избалованы» предметами, и иногда их
учат в обратном порядке, используя знакомые
предметы («Арбуз», «Дом» и т.д.) для лучшего
запоминания букв. Младенец же запоминает
простую букву легче, чем объемный,
полосатый арбуз, или
огромный для него, и еще более сложный
предмет "дом".
Многие консультанты рекомендуют
чрезвычайно неэффективные методики для
раннего обучения. Эти методики и способы
приводят чаще всего к тому результату, что у родителей
опускаются руки.
- Какие рекомендации Вы считаете наиболее
вредными?
- На сегодня наиболее
неудовлетворительными и вредными являются
рекомендации пришедшие в нам из США.
Например, Г. Доман рекомендует самую
неудачную методику, которая не только
приводит к задержке чтения по сравнению с
системой МИР на два – три года, но даже
наносит вред. Те, кто имеет доступ в
Интернет, может найти наш анализ
последствий применения методики Домана на
сайте
http://rebenok.h10.ru.
При этом немалый ущерб наносится методикой
Г. Домана и бюджету семьи. Так, размеры
карточек в несколько раз больше, чем
требуется на самом деле. Кроме того, эти
рекомендации отнимают массу времени у
родителей и гувернеров там, где затрат
времени вообще не требуется.
Я бы не хотел здесь делать анализ – лучше об
этом поговорить отдельно. Ни одна из
методик Г. Домана, М. Монтессори, Н. Зайцева
других, применяемых не к месту, ни ко
времени, не дают результатов, которые бы даже
приближались к МИРовому уровню. Этим, по-моему,
все сказано. Так стоит ли об этих методиках
говорить? Эти методики
имеют свое собственное, специальное
назначение, и к раннему развитию отношения
не имеют.
Начиная с 1992 года, после публикации наших
результатов мы постоянно сталкиваемся с
отрицательными результатами применения
различных, случайных методов раннего
развития. Принципиально
Попытки применить кубики в раннем развитии
бессмысленны по двум причинам: с кубиками
нужно обязательно заниматься взрослому,
или водить ребенка на занятия к специалисту.
Карточки и точечные рисунки Домана требуют
затрат занимают
много места, и приходится отказываться от
главного, что требует Доман: от показа
карточек ребенку. Большинство
малышей начинают отказываться от
навязывания им занятий по методике
американцев. То же самое происходит с
методикой Зайцева, если вы продолжаете
использовать кубики более двух - трех
недель.
И таких «вредных» методик сегодня
встречается немало. Но всего этого можно
избежать, если вы познакомитесь с книгой «Читать
– раньше, чем ходить» и другими. Ведь
очевидно, что получаемые в системе МИР
результаты говорят сами за себя. Так стоит
ли родителям повторять чужие ошибки?
-
А
как обучать ребенка, когда ему уже
исполнилось три месяца, и он ко всему тянет
свои ручонки?
- Едва
ребенок освоит движения своими ручками и
начинает ими пользоваться, границы его
возможностей резко расширяются. Можно
сказать, что обычно в возрасте три - четыре
месяцы младенец попадает в совершенно иной
мир: он обнаруживает, что вокруг существуют
вещи, которые можно потрогать. Так он
попадает в следующий "Классмир-2". В
этом классе основная специальность
младенца: "Трогунок".
В этот период наиболее оптимальными будут
совершенно иные программы обучения,
используются другие пособия и игрушки.
1. Подвешивание букв азбуки на расстоянии
равном или меньше вытянутой руки, или, как
выражаются психологи, в поле мануальной
деятельности малыша 3 - 5 месяцев.
2.
Подвешивание букв УРА МИР.
3.
Подвешивание кубиков РУКАМИР.
4. Другие
«мануальные» программы.
Почему
одни способы лучше, чем другие?
В чем причина, что одни - менее удобны, а
другие - идеально подходят к вашим домашним
условиям?
Каковы особенности использования тех
или иных пособий?
Что должен Трогунок трогать, чтобы стать в
будущем гениальным музыкантом, например,
"Моцартом 21 века"?
Какие предметы вашему малышу нужно дать
потрогать, пощупать, в какие игры поиграть
для того, чтобы он стал великим математиком
или олимпийским чемпионом?
На эти и
многие другие вопросы мы пытаемся найти
ответы вместе с родителями, дети которых
учатся в Академии образования и
развития.
|