|
МИР в начальной школе Содержание 1. "Создайте развивающую среду в начальной школе!"Серия 3.
"Антизатратная педагогика" "Создайте развивающую среду в начальной школе!" Содержание 15.1: Какие проблемы возникают у развитых малышей начальной школе? 15.2: Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка в период обучения в школе? 15.3: Как чувствуют себя дети, перескакивающие через несколько классов? 15.4: Можно ли, общаясь, оказывать влияние на развитие школьника? 15.5: Что говорят дети о математике? Введение В современных, антигуманных условиях
школы проще было бы не отправлять ребенка в
школу, и полностью заниматься образованием
ребенка: максимальных успехов и гармоничного
развития пока что достигают только родители,
создающие условия для образования детей в семье.
Так было и в прошлые века. В Великом Риме,
например, сплошь было домашнее образование.
Величайшая революция была подготовлена
педагогами - новаторами в России - но чиновники
загубили реализацию лучшей, опередившей время на
целые десятилетия, системы образования в 70-е годы
и обрекли нынешнюю Россию на нынешнее вымирание.
Еще раньше, в 30-е годы они уничтожили подававшую
большие надежды педологию, за незначительные
просчеты, связанные с увлечением некоторых
безответственных и безграмотных в вопросах
социальной адаптации исследователей,
тестированием. В школах, работающих по системе МИР, эффективно решаются три главные и понятные каждому родителю и ребенку задачи: 1. Дети идут в начальную школу для того, чтобы научиться развивать себя, свою семью. 2. Ученики идут в основную (неполную среднюю) школу для того, чтобы научиться развивать свою семью, свою улицу, свой район, свой город. 3. Учащиеся подростки ходят в среднюю школу для того, чтобы научиться развивать свою страну. Все зарубежные высказывания и похвалы в адрес нашей системы образования – не более чем стратегическая уловка. Их аплодисменты в адрес этой системы надо воспринимать как выражение радости по случаю абсолютно очевидной отсталости и непрактичности нашего образования. Развитые страны пережили целые десятилетия господства нескольких направлений философской общественной мысли, объединяемых понятиями " прагматизм" , " неопрагматизм" , то есть " практичность" ... Россия оказалась абсолютно в стороне от этого естественного хода процесса развития и формирования " менталитета" по той же причине, по которой едва не осталась без кибернетики и генетики... К сожалению, прагматизм или практичность не оказали влияния на нашу педагогику. Этим, в конечном счете, обусловлена потрясающая непрактичность граждан, специалистов нашей страны во всех, без исключения сферах. Необходимо пересмотреть роль школы в жизни ребенка: домашние задания в начальных классах должны стать в начальной школе заданиями по саморазвитию самого ребенка, по развитию его семьи. 1. Какие проблемы возникают у развитых малышей в начальной школе? Конечно, школа – великое благо для тех родителей, кому дети только тяжелая обуза. Но " развивающие родители" должны требовать от педагогов прежде всего развития своего ребенка. РОКОВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Родители, к сожалению, в подавляющем большинстве думают, что школа поможет им развить и воспитать ребенка. Напротив, настоящие творческие качества детей значительно гасятся именно в школе. Правы те, кто возмущается, что у детей зачастую рабочий день длится дольше, чем у взрослых ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ДЕТЕНЫШИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В "ШКОЛЬНОМ" ВОЗРАСТЕ? Все они, без исключения, играют в развивающие игры. Никто из них не корпит над постижением навыков, необходимых для выживания, -- освоение "всех наук" происходит естественно, является внутренней потребностью. Общая проблема для всех детей в начальной школе – недостаток игрового общения, то есть обучения в игре. Проблема развитых школьников заключается в том, что вместо прогресса начинается регресс их интеллектуального развития и творческих способностей – идет обратный процесс. Далее даются некоторые начальные рекомендации родителям и педагогам, как не допустить этого. 2. Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка в период его обучения в школе? Если в детском саду у развитого малыша существует некоторая свобода действий для проявления активности и саморазвития, то в школе все обстоит иначе. Здесь ребенок ограничен во всем: в передвижении, во времени. Для развитых детей, вскоре после освоения правил оформления классных и домашних заданий, учеба в школе превращается в систему принудительных работ со всеми вытекающими отсюда последствиями. К сожалению, это не просто потеря времени. Занятый неинтересным делом, рутинной работой мозг деградирует: резко снижаются показатели творческого мышления. Вундеркинды, как правило, затухают и часто превращаются в обыкновенных хорошо успевающих учеников -- но не более того. Особенно это легко происходит с аккуратными дисциплинированными учениками: они стараются делать все от корки до корки, часто переписывают домашние задания, чтобы исключить малейшие ошибки, описки и пр. Монотонная бездумная работа отнимает у них массу времени. Рекомендации для родителей развитых детей: 1. Постарайтесь, чтобы ваш малыш пошел в школу не в первый или второй класс, а сразу в третий или в пятый. Имейте в виду: если вы отправите ребенка в первый класс, ему может очень понравиться в нем, и он постарается сделать все, чтобы в нем остаться. Ему понравится общаться с детьми, доставит удовольствие получать пятерки и десятки... Ребенок не осознает, что он теряет, но вы должны это понимать -- помогите ребенку не потерять свое достояние -- интеллект. 2. Если ваш малыш знает больше, чем ученики того класса, куда ему пришлось попасть для освоения школьного распорядка, организуйте его переход в старший класс. Для этого сейчас нет никаких препятствий: ребенок может сдать экстерном и перейти в тот класс, которому соответствуют его знания. Развитому ребенку будет интересно со старшими, и он будет продолжать развиваться, даже если уровень школьной программы будет недостаточен для него. 3. Побеседуйте с классным руководителем и завучем школы. 4. Предложите им использовать наши рекомендации для того, чтобы создать творческую обстановку в классе и в школе. 3: Как чувствуют себя дети, перескакивающие из класса в класс? Давайте послушаем, что говорят сами дети, оценивая свою учебу в школе. 1. Первый класс. "Когда в декабре мне исполнилось 7 лет, я стала проситься в школу. Папа сказал: "Можешь играть в школу хоть каждый день, с утра до вечера -- какая разница? Я или мама будем оценки ставить, -- и вытащил все старые учебники, с 1-го по 7-й класс. С января до марта я прорешала все задачки до 6 класса и начала самую интересную книжку -- "Алгебра. 8-й класс". И вот как-то вечером, перед сном, я, как всегда, решала задачки, папа вдруг начал снимать меня видеокамерой, и выяснил, что я не знаю, понятия не имею, что такое "перемена". "Придется тебя отправить в школу, чтобы ты порядки там узнала". Стали решать, в какой класс идти. Достали школьные программы, и я стала отмечать то, что знаю. Папа говорит: "Давай сразу в седьмой класс -- что время терять?" Я подумала и говорю: "В седьмой боюсь, но в пятый твердо могу пойти". Дали папе время на разговоры со школами. Ему, как всегда, было некогда. Потом мама пошла в ближайшую школу и договорилась. Так я попала в первый класс -- всего на два месяца. Там еще почти по складам читали, а мне было очень интересно тетради научиться оформлять аккуратно -- ничего этого я не умела. Еще три недели проболела, в школе, наверное, гриппом заразилась, но закончила первый класс со всеми пятерками". 2. Второй класс. "В начале года папа собрал мои сказки, напечатанные мной на машинке, когда мне было пять и шесть лет, и я отнесла их в школу. Их даже перед классом зачитали, хвалили. Папа говорил: " Может сами додумаются, переведут в следующий класс?" Потом он уехал в командировку и был там почти четыре месяца. Я получала одни пятерки, один раз даже 7 пятерок за урок. Всю осень и зиму я диктовала на магнитофон историю, как коты строили свою цивилизацию, как путешествовали в Древнюю Русь, встречались со Сварогом, Таргитаем... Прочитала много книг, энциклопедий, но больше всего мне понравилась "Предыстория Руси" -- в ней больше 700 страниц, потом я начала читать "Русь до Рождества Христова"... Иногда решала задачки за восьмой класс. К апрелю стало так неинтересно, что когда папа, наконец, приехал через несколько месяцев из командировки и спросил: "Что же ты время теряешь?", -- я согласилась перейти в следующий класс. Мы решили пойти на прогулку и, по секрету, сдать экзамены экстерном. Мама и тем более бабушка были против перехода, я приносила отличные оценки. Они и слышать не хотели о каких-то переходах. Снова оставалось два месяца до конца учебного года, и я хотела эти два месяца поучиться в пятом классе, чтобы сразу перейти в шестой. Завуч старших классов хотела, чтобы я провела занятия по освоению методов развития цивилизации в седьмом классе. Я согласилась, но хотела начать такие занятия одновременно и для второго класса". 3. Третий класс "Когда мама и, тем более, бабушка узнали, что я сдала экзамены, поднялся такой шум, что просто ужас! Завуч начальной школы была против, чтобы меня отпускать, говорила бабушке, что это вредно. Все набросились на папу. Потом меня заставили все равно сделать контрольные, и перевели только в третий класс, где я проучилась тоже два месяца". 4. Четвертый класс не входил в программу. 5. Пятый класс. "Мама время от времени бранится: "Уму непостижимо! Такую малышку -- в пятый класс!" - отводит в школу и уходит на работу. Приходит после 19 часов. С папой видимся только на каникулах: то работает допоздна, то в командировках. Бабушка встречает из школы, кормит, ворчит и смотрит сериалы. "Делать вам нечего, до чего додумались: в восемь лет в пятый класс! Это же надо такое придумать! Ума у твоих родителей нет ни на грамм!" и т. д. и т. п. Тетя Оля, если я вдруг закашляю, сразу говорит: " Вот! Это результат учебы в пятом классе!" Гулять некогда – сериалы бабушке надо смотреть, один за другим. Успеваем иногда за полчаса в магазин сбегать. Папе меня не дают: стоит ему днем домой зайти – бабушка сразу ругается: чего доброго, опять экзамены экстерном сдадим до 8-го или 9-го класса. Или он сразу меня в какой-нибудь музей или в зоопарк захочет свозить, а там – террористы всякие, как бабушка и мама говорят... Сериалы замучили: ни на музыку, ни на информатику, ни на другие кружки водить меня некогда. Да и уроков часто до самого сна хватает. Девочки сначала настороженно отнеслись ко мне. Не взяли в свою команду КВН, хотя обещали. Я даже расплакалась. Потом сразу изменились, когда я в команде с мальчишками выиграла тот КВН! На 4 из 5-ти вопросов ответила. Наш класс " А" по усиленной программе – самый шумный. Каждый старается другого перекричать, хоть уши затыкай. Класс " Б" самый неуспевающий, зато самый тихий, дисциплинированный... Мечта у меня такая: чтобы лучшим ученикам разрешали посещать следующие классы, сделав и сдав на " отлично" все контрольные. Вот интересного - то! 4: Можно ли, общаясь, оказывать влияние на развитие школьника? Когда удается поговорить, папа начинает: - Лариса, ты же в третьем классе до девятого по алгебре дошла, до систем уравнений. Разве тебе интересно дробями заниматься? - Я не хочу переходить в следующий класс: здесь так интересно! Девочки меня кружат - почти все! Не просто кружимся -- они меня берут за руки, и я летаю -- ноги от земли отрываются! - Скажи правду, - какой предмет для тебя самый трудный? Я думаю, сейчас посмеемся! - Все предметы легкие. Вот только предмет "труд" -- самый трудный. Там много чего надо уметь своими руками. Не попробуешь -- не сделаешь. - Ну а история? - Это все я читала давным-давно. Конечно, надо даты повторить - раньше я не очень - то обращала на них внимание. Но дети не понимают, для чего им нужна история. Нам никто об этом не говорит - как будто занимательные истории рассказывают. - "Занимательные" или "полезные"? - Если полезные, то никто не может ясно ответить, для чего. Когда пригодятся эти знания? На них уходит куча времени. Почему от детей скрывают, для чего им нужна история? Нужно просто и объяснить: в жизни все не так-то просто, идет борьба за выживание, и если вы, детки, не будете знать историю, то когда вырастете, не сможете развивать свою страну, свою родную цивилизацию. Все это есть в компьютерной игре "Развитие цивилизации". В ней хорошо видно, всемирная история показывает, как другие цивилизации борются -- военными, дипломатическими или торговыми средствами. Могут вас обмануть, победить, устроить революцию, забрать богатства вашей страны, России. Не будете знать историю -- не поймете по-настоящему, как правильно руководить страной, ваши демографические показатели будут не на первом месте, а где попало. Вы не будете знать, для чего вам нужно, просто необходимо, изучать школьные науки, языки, природные ресурсы, соседние страны. Поэтому не будет интереса к учебе, не будет и успеваемости. - А есть ли какое-нибудь средство, чтобы дети заинтересовались учебой по-настоящему? - Я люблю играть на компьютере в "Цивилизацию" -- там все видно: для чего учишься, с кем приходится бороться и какими средствами. Лучше всего бороться путем торговли, и делать революции в других странах. Выигрывает тот, кто умеет правильно хлеб выращивать, города строить, налоги правильно собирать, науки разные развивать. Представьте себе -- если у каждого третьего американского ребенка дома компьютер, то они все давно уже просчитали в игре, как Россию победить! - Что же делать? - Как что? Играть нужно в развитие русской цивилизации. Я с шести лет начала играть, смешно вспоминать: сначала стремилась красивый дворец построить. Даже когда папа играл, прибегала сама выбирать архитектуру для стен, едва только услышу музыку торжественной закладки очередной стройки в благодарность за хорошее правление... Потом мне нравилось строить красивые города, с амбарами, церквями, стенами. Но на мою Россию нападали и разоряли. Сначала я тратила много денег на вооружение, приходилось пробовать воевать и рыцарями, и танками, и бомбардировщиками и, даже воевать атомными ракетами. Пришлось банковское дело открывать, демократию и технику развивать. Всего я построила, наверное штук сорок Русских цивилизаций. В восемь лет я поняла, что главное – развивать свое хозяйство, строить дороги и торговать. Не должно быть ни одной ошибки в использовании природных ресурсов: полей, лесов, рек, полезных ископаемых... Теперь мне удается путем вкладывания денег в разные науки, "изобрести" и начать строить железные дороги в самом начале нашей эры! Есть и другие приемы ускорения развития Русской цивилизации: надо следить, чтобы демографические показатели не падали. Я давно уже не воюю, а торгую: караванами своих товаров и дипломатами можно победить любую цивилизацию и строить какие угодно красивые города. - А зачем побеждать - то? Живи себе с миром! - Ага, попробуй не следить, что делают другие страны! Быстренько танки подгонят, ракет наделают, или "купят" твоих диссидентов и революцию устроят, твои технологии украдут! Сразу задержишься в развитии, и дальше какого-нибудь Маркоса или Людовика не поднимешься по рейтингу, не говоря уже про Ленина и других. - А чем достигается победа в развитии цивилизации? - Как чем? Выходом в большой Космос: отправляешь свою колонию к планете в системе Альфа Центавра. Если правильно, со всеми блоками жизни обеспечения построил космический корабль, то твоя колония успешно добирается до подходящей планеты, тебе говорят: "Больше твой рейтинг не подсчитывается, баллы за качество не прибавляются!" В ноябре прошлого, 1996 гола, мне впервые удалось сделать высадку своей колонии на планете, что возле Альфа Центавра, как раз в 1996 году! Управляла я Россией на уровне "Принцев". Пока некогда добиться такого же успеха на следующих уровнях. - Как ты предлагаешь детей научить развивать русскую цивилизацию? - В позапрошлом году я несколько кассет надиктовала о том, как развивать цивилизацию. Это книжка для детей начиная с дошкольников. В ней коты начинают строить и защищать свою цивилизацию, борются с собаками, воюют с ними, стараются опередить их в развитии, чтобы отстоять свою страну для счастливой жизни... 5: Что говорят дети о математике? - А как у тебя с математикой? - Это самый легкий и интересный предмет. Я еще до первого класса перерешала задачки до шестого класса, начала решать за седьмой. А когда училась во втором классе, дошла до девятого, но времени совершенно не было. Очень много задают - по четыре страницы задач решать надо! Задания - то простые, а писать -- рука устает. Больше слов, чем математики. - Ну а как другие предметы, что у вас там природоведение? - Нет, теперь у нас естествознание. Тут столько письменных заданий дает учительница - сил нет! И зачем столько писать? "Конспекты" называется. Мы что, запомнить не можем, что ли? Лучше пусть меня спросят -- так я в десять раз больше расскажу, чем успею написать. Это конспектирование -- занятие для бабушек, у которых памяти совсем нет. Наша учительница, по-моему, нас перепутала с пенсионерами или с большими дядями и тетями, у которых в голове куча дел -- ничего помнить не хотят. Очень не нравятся многие формулировки -- "определения" называются. Вот примерно так получается: "Озеро -- это водоем...", "Большой замкнутый водоем -- это озеро...". Масло масляное. Ничего толком не дается -- для чего, почему? Просто запоминай, и все. И еще, кажется, они хотят в несколько слов затолкать очень много того, чего многие дети не знают, не понимают. "Естествознание - это комплекс наук..." А кому он нужен, для чего этот комплекс? От такой учебы мало толку. Вроде бы все интересно должно быть -- но неинтересные определения, да долгое написание отбивают охоту от этого "комплекса наук". Так дети будут морщиться от физики, биологии и химии в будущем. Кто в этом будет виноват? Это как когда-то, я занималась английским: сначала все было интересно, а потом учительница стала просто давать мне заучивать целые книжки. Всю английскую литературу - то не выучишь! Учи - учи да еще и деньги плати! Лучше бы задала мне сказки на английском языке писать, дала адреса английских детей – я бы им письма написала! А зачем же тогда английский учить? Сразу нужно, чтобы польза ребенку и семье была. Зачем же тогда время тратить? У меня всегда мечта была: написать
письмо английской королеве, чтобы она мне
настоящего английского дога прислала. Я в пять
лет собак любила, все породы знала. А теперь,
когда у меня на даче Муся пожила, я только кошек
люблю. Продолжение следует
|