|
О родительской
оптимальной образовательной системе Методы Интеллектуального Развития детей, Экспертное заключение о комплексе методов интеллектуального развития ребенка ("система МИР"), автор Тюленев Павел Викторович Представленные работы П.В. Тюленева, явившиеся результатом многолетних исследований и практической апробации, заслуживают особого внимания и могут быть рекомендованы для скорейшего ознакомления с ними широких кругов педагогов прежде всего потому, что претендуют и справедливо, на то, чтобы стать важной вехой на пути объединения научных педагогических школ и воспитателей - новаторов, получивших высокие практические результаты, не укладывающиеся в рамки общепринятых научных представлений. Такое единение означало бы огромный прогресс нашей педагогической науки и ее методического обеспечения. Главной отличительной особенностью, ставящей разработки П.В. Тюленева в ряд уникальных достижений, является то, что они демонстрируют единство теории и практики в действии, причем рабочим материалом автора являются результаты, которые на сегодняшний период можно отнести как лучшие не только в нашей стране, но и в мире. Автор представил впервые в истории педагогики документы, подтверждающие способность ребенка к овладению чтением и письмом в возрасте полутора лет и продемонстрировал процесс развития навыков и интеллекта ребенка начиная с этого возраста и до 9 лет. В системе предложенных автором методов удачно сочетаются фундаментальный научный подход и методически предельно понятная, простая форма реализации приемов развития младенцев и детей, которая доступна для родителей, а не только для профессионалов. Это делает работы автора особо ценными и важными, позволяющими их рекомендовать и для ученых, и для работников образования, и для родителей. Подход и методические приемы, предложенные автором, позволяют донести достижения психологии и педагогических концепций развития интеллекта ребенка до огромного числа родителей, тем самым существенно повысить культуру ухода за ребенком, поднять на новый уровень практику развития способностей и обучения. В настоящем заключении отметим лишь наиболее важные теоретические и методические результаты. 1. Реализуя программу создания "массовой" методики, П.В. Тюленев выбирает в качестве ведущей систему зрительного восприятия и предложил удивительно простой и доступный каждому способ ускоренного развития этой системы, путем размещения в поле зрения младенца серий точечно - графических изображений - "динацессов", пособий, которые может изготовить любой родитель, с целью помочь ребенку быстрее овладеть навыками целостного восприятия ( - синтеза) с одной стороны, и элементами анализа с другой. Методика "динацессов", предложенная автором, опирается на результаты экспериментальной психологии по исследованию движений глазного яблока младенцев в процессе распознавания ими объектов окружающего мира. Одновременно, они фактически заменяют дорогостоящие пособия, рекомендуемые в системе Монтессори, опережая их использование на несколько лет. Напомним, что эти фундаментальные результаты в 70 - е годы были положены в основу теории искусственного интеллекта, которая в дальнейшем добилась огромных положительных результатов в решении проблем "общения" человека и компьютерных систем обработки информации. Таким образом, П.В. Тюленеву удалось блестяще ввести в педагогику результаты и подходы, которые отлично зарекомендовали себя в других, успешно развивающихся областях научного знания, ликвидировав тем самым существенный разрыв между психологией и педагогикой развития человека и комплексом наиболее сложных направлений информатики. Это ставит педагогику на новый уровень, приближает ее к разряду высокоформализованных дисциплин, исследующих сложные системы. Этого события, по - существу, педагоги и психологи давно ждали. Следует специально обратить внимание на то, что автор указывает на применимость системы МИРР в сурдопедагогике, т.е. в случаях, когда система зрительного, других систем восприятия недостаточна или отсутствует. Это открывает, несомненно, огромные перспективы в решении проблем реабилитации и социальной адаптации детей и граждан, имеющих указанные дефекты. Специалистам, знакомым с данной тематикой, известны факты удивительного развития слепоглухонемых детей: автор указывает, что знакомство с наиболее эффективными приемами в методическом обеспечении сурдопедагогов помогло ему найти пути решения проблем развития обычного ребенка. Ведущей системой для интеллектуального развития может быть любая из систем восприятия - это важное утверждение автора поможет педагогам различных направлений (музыка, физическая культура, рисование) освоить предлагаемые методические рекомендации и приемы для достижения успехов в развитии различных способностей человека. 2. В качестве основного методического понятия, П.В. Тюленев вводит "опорные образы" различной степени сложности и это позволило ему привлечь для решения педагогических задач богатейший арсенал методов "распознавания образов", который лежит в основе современных методов теории обучения сложных развивающихся систем. Нетрудно увидеть, что во многих методических предложениях автора имеется четкая, теоретически обоснованная программа: формируется "обучающая выборка опорных образов", далее, после их усвоения формируется более сложная и т.д. Далее, как только ребенок оказывается способен к физическому манипулированию с носителями "опорных образов" (карточек и др.), ему предоставляется возможность переходить в "режим самообучения", что значительно освобождает родителей и педагогов от постоянного участия в процессе, делая его процессом саморазвития. Рекомендации П.В. Тюленев если их правильно применить, делают саморазвитие ребенка НЕПРЕРЫВНЫМ и УПРАВЛЯЕМЫМ, и именно это придает необыкновенную мощь методам: ребенок непринужденно и с увлечением развивается, его личное время, которое раньше было неорганизованным, часто бессмысленным, - свободное время малыша становится временем непрерывного саморазвития, что приводит к тем удивительным результатам, которые приводятся в работах автора. Понятия, вводимые автором, позволяют перекинуть мост с практикой В.Ф. Шаталова, система рекомендаций и результаты являются, по - видимому, объединяющими для многих разрозненных воспитателей и педагогов - новаторов(Никитина Б.П., Зайцева Н.А. и др.) , так как все известные до сих пор результаты, оказываются частными случаями, промежуточными в динамике представленных П.В. Тюленевым. Все приемы автора демонстрируют известную истину: "Мастер не обучает, а создает ситуации", и П.В. Тюленев показал, как делать это начиная с рождения ребенка, в семье, а также как следовать этому на следующих основных стадиях развития и воспитания, в детских дошкольных учреждениях, в коле. 3. Автор не уклоняется от самых от самых острых вопросов, касающихся практической осуществимости рекомендаций. Предлагаются не только интегрированные, постепенно усложняющиеся игры ("Журналист", "Менделеев", "Мировой рынок" и другие), но и перечни игрушек, предметов домашнего обихода и проч., которые могут стать развивающими элементами окружающей ребенка среды. В полной мере реализуется концепция "зон развития", а развивающие комплекты", которые предлагает автор , дают зримое воплощение того, что нужно подобрать для того, чтобы сделать детскую кроватку "микрошколой", детскую комнату - "минишколой" саморазвития малыша. Особую ценность представляют собой рекомендации П.В. Тюленева по превращению начальной и средней школ из образовательных в школы "обучающего развития". Здесь автор, пока еще осторожно, в рекомендательном стиле предлагает педагогам попробовать начать вводить в обычный образовательный процесс некоторые "развивающие элементы", которые не потребуют каких - либо серьезных затрат, но позволят создать развивающую среду в школах. Остается надеяться, что педагоги со вниманием и с пониманием отнесутся к рекомендациям П.В. Тюленев. И если в этих, относящихся к школьному периоду" рекомендациях содержится столь - же мощный методический и ускоряющий потенциал, то, по - видимому, многие нерешенные проблемы эффективности школьного образования будут решены. 4. Методологическая целостность системы МИРР П.В. Тюленева получает убедительное подтверждение в его рекомендациях по повышению социальной адаптируемости детей, будущих граждан. Автор, имея кроме педагогической, социологическую подготовку, смело предлагает опробованные им методы социальной адаптации ребенка, которые, очевидно, применимы как для сверхразвитых детей ("вундеркиндов"), так и для обычных. Предлагаемые им игры "Вождь племени", "Выбираем президента семьи" приятно поражают неожиданностью и эффективностью решения важной проблемы подготовки детей к жизни в демократическом обществе. Весьма убедительно представлена программа использования в школе система интегрированной оценки знаний и уровня овладения навыками(!) управления обществом на базе компьютерной системы "Развитие цивилизации". Мы видим, что автором эффективно, с минимальными затратами для родителей решена проблема перенесения игровых методов в область обучения детей многим понятиям общественного устройства, строительства государства, развития городов, экономики и политики. Эта часть работы нуждается в скорейшем и повсеместном внедрении там, где имеются компьютерные классы, во всех школах крупных городов. Мы разделяем оптимистический прогноз автора, что использование этих рекомендаций в большой мере решит задачу повышения интереса старшеклассников к получению и практическому применению знаний по школьной программе. Сравнительный анализ существующих рекомендаций отечественных и зарубежных педагогов, психологов и новаторов позволяет утверждать, что эта методика фундаментально, системно решает главную сегодняшнюю проблему педагогики: организацию эффективного развития интеллектуального потенциала ребенка, причем, достигается гармонично - целостное, органичное развитие в игре, в развивающей среде. В Японии, США и других странах уже созданы организации, ассоциации раннего всестороннего развития детей по новым прогрессивным методам. У П.В. Тюленева, имеющего опыт работы и исследований в ряде областей гуманитарных и естественных наук, информатике, музыке, отца двух блестяще развитых дочерей, вопрос решен оригинально, с учетом наших, российских условий и проблем. Работы П.В. Тюленева достойны самой интенсивной поддержки, так как этими работами, по - существу, создана программа, система способная распространить прогрессивные методики повсеместно. Это обеспечивается тем, что рекомендации алгоритмически выверены, точны а предлагаемые приемы просты и доступны не только педагогам и воспитателям, но и родителям без специальной подготовки, облегчают им задачу воспитания детей. Игровой подход используется в полной мере и делает развитие и обучение детей увлекательным и чрезвычайно эффективным занятием. Причем максимальная "нагрузка" ложится на элементы окружающей среды: игрушки, предметы домашнего обихода, недорогие и самодельные пособия. Ни одна другая методика не дает исчерпывающих рекомендаций по максимально эффективному развитию ребенка от момента рождения до получения навыков высокоинтеллектуальных профессий. И это демонстрируется приводимыми результатами: печатными, рукописными документами, аудио - и видеоматериалами детского творчества. Анализ результатов, полученных П.В. Тюленевым, убедят специалистов, что многие из них не имеют себе равных в мире, что позволяет надеяться на то, что при срочной государственной поддержке этих работ Российская педагогика сможет получить мощный созидательный импульс, вырваться далеко вперед. Автор остается честным в местах, где приходится касаться своих политических взглядов, которые отражают взгляды абсолютного большинства педагогов, и часто обращается к критике существующей системы образования, называя ее затратой, сдерживающей развитие творческого мышления. Об этом говорят многие, но смелость предложить пути преодоления подобных недостатков берут на себя лишь единицы, а уж предлагать новые концепции вообще разучились. Работы П.В. Тюленева не только призывают к этому, но и пробуждают мысль, вселяют оптимизм и открывают новые необъятные горизонты для научного творчества, вдохновенного педагогического труда во имя будущего детей. Автор не вступает в споры с ведущими научными и академическими школами, обслуживающими затратную систему, да это и бессмысленно: каждый выполняет то, за что ему платят. Для многих представителей этих школ и "общепризнанных" центров может показаться обидным, что П.В. Тюленев никак не использует плодов их многолетнего, кропотливого, высококвалифицированного труда. Но это вовсе не пренебрежение, а демонстрация многовариантности научного мышления и новых теоретических положений: только практика может служить окончательным критерием правильности научных критериев. И если взять это за главный критерий истины, то спорить, собственно, оказывается... не с кем: к сожалению, ни одна из авторитетных школ не могут предъявить сколь - нибудь близких результатов. Главный козырь в таких "спорах" - отчеты о финансовых затратах и статистика, к которой немедленно взывают чиновники и педагоги - затратники. Но, если быть последовательным и не путать понятия "простых измерений"(где применяется "закон больших чисел") и "сложных как саморазвивающихся систем в изменяющейся среде"(где этот закон вообще не применим!), то статистика как раз говорит в пользу П.В. Тюленева и других педагогов - новаторов, методы которых отличаются невероятной для "затратников" эффективностью. Традиционные же школы тысячекратно доказали абсолютную посредственность своих подходов и многотомных методик. Спорить П.В. Тюленеву не приходится и с педагогами - новаторами, получившими ранее результаты, которые считались феноменальными, не укладывающимися в обычные научные нормы: автор обошелся и без развивающих игр Б.П. Никитина, и без кубиков Н.А. Зайцева... Все это говорит о том, что предложенная П.В. Тюленевым система развития и воспитания человека значительно превосходит известные традиционные и "новаторские" подходы и представляет собой не поддающийся сейчас оценке прорыв в будущее педагогики. Важным преимуществом "системы МИР" является то, что для ее быстрого внедрения в стране не требуется каких либо значительных затрат и "перестроек". Напротив, очевиден огромный экономический эффект за счет сокращения сроков на обучение, появляется возможность повсеместно выделить время для развития творческих способностей учащихся и введение в школьный процесс действительно полезных предметов (например, "предпринимательство") , что, к сожалению невозможно при нынешней перегруженности детей выполнением рутинных операций, дублирующихся заданий. Огромное облегчение несет эта система педагогам начальной и средней школы, которые просто счастливы работать с детьми, развитыми по этим рекомендациям. Все вышесказанное позволило П.В. Тюленеву четко сформулировать концепцию о человеке XXI века, которая до детального ознакомления с его работами, была бы воспринята как нечто невероятное - настолько революционными выглядят основные определения Человека Развитого по - Тюленеву. Однако, факты и система предложенных методов позволят каждому воочию увидеть, а человеку думающему - убедиться, в правоте автора этой концепции, а "тот, кто не имеет идей, не увидит и фактов". Педагогика, наконец - то, обретает мощное, свежее дыхание: "Наука дышит лишь одним воздухом кислородом фактов"(акад. В. Парин) - именно такой эпиграф предпослан автором к Приложению, которое содержит результаты, которым суждено войти в историю наук о развитии человека. Результаты зарубежных педагогов (Г. Доман, М. Ибука, С. Лупан и другие) подтверждают не только то, что автор добился значительных успехов на главных направлениях педагогической мысли, но и то, что П.В. Тюленеву удалось найти решения тех проблем, которые не смогли решить другие исследователи. Это относится к методам развития музыкальных способностей, овладению сложными синтетическими видами деятельности, предпринимательство и другие. Система МИР логически и научно обоснованно объединяет усилия многих поколений "традиционалистов" и новаторов как зарубежных, перечисленных выше, так и отечественных: Б.П. Никитина, В.Ф. Шаталова, Н.А. Зайцева и других давая возможность получить такие же результаты по массовой, воспроизводимой методике. По мнению многих специалистов, знакомых с современными достижениями новаторов и представителей традиционной "академической школы", в этой системе педагогика получает не только ясные теоретические (информационные, математические) обоснования различных подходов, но и конкретные, бесспорно, превосходящие результаты практического применения методик в повседневной практике развития детей, начиная с младенчества и до окончания школы. Педагогам - методистам и руководителям необходимо не просто ознакомиться с работами П.В. Тюленева, а использовать в своей практике, находить новые сферы применения. Доктор педагогических наук, Ю.П.
Азаров январь, 1999 г. |