|
Секс
Пристанская О.В. Правовая защита несовершеннолетних в
сфере массового сексуального
просвещения Общественный конфликт, разгоревшийся по поводу предпринимаемых в последние годы попыток массового публичного сексуального просвещения несовершеннолетних, в том числе с использованием СМИ, и усилия по его официальному разрешению, высветили более общую - правозащитную проблему. Они продемонстрировали правовую и социальную незащищенность детей, подростков и их родителей от потенциально вредного информационного воздействия, будь то внедрение в учебных заведениях неадаптированных к отечественным условиям, не апробированных образовательных программ по сексуальному воспитанию учащихся или сомнительных (с профессиональной, правовой и нравственно-этической точек зрения) проектов некоторых развлекательно-просветительных журналов для юношества, ориентированных на повышение уровня сексуальной грамотности своих читателей. Все более широкая коммерциализация социальных институтов, занимающихся сексуальным образованием, просвещением и воспитанием несовершеннолетних, очевидная недостаточность правового регулирования такого рода деятельности, отсутствие адекватного государственного и общественного контроля за ней вступают в противоречие с национальными интересами государства и международно-правовыми принципами в сфере обеспечения нормального нравственного, духовного, психического и физического развития детей. В соответствии с требованиями международного права, в любом случае возникновения общественного конфликта, связанного с угрозой нарушения прав несовершеннолетних, подобно упомянутому выше, следует исходить из принципа приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты. Такое решение диктуется, прежде всего, принципами Декларации прав ребенка[1], признающей, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту". Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) предписывает уделять первоочередное внимание "наилучшему обеспечению интересов ребенка" во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами. При этом в Преамбуле Конвенции обращается внимание на необходимость учета национальных традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей. Признавая в статье 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка "к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка", Конвенция о правах ребенка ориентирует государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию ...". В качестве правовой основы для охраны несовершеннолетних от растления может быть принята статья 34 названной Конвенции, обязывающая государства-участников "защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения", принимать в этих целях все необходимые меры для предотвращения, в частности, "склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности", "использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах". Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 года ориентируют государства на поощрение средств массовой информации к сведению "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме" (принцип 43). Тех же принципов в целом придерживается и российское законодательство[2]. Однако следует признать, что упомянутые выше международно-правовые нормы пока еще не в полное мере инкорпорированы в нем. Данный пробел в определенной части восполнен принятым 3 июля 1998 года Федеральным законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В специальной норме, предусмотренной ч.1 ст.14, он предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе ... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение". Очевидно, что указанная ограничительная норма распространяется и на профессионально непригодную, низкокачественную и не адаптированную к социально-психологическим возрастным особенностям детей печатную продукцию в случаях, когда она содержит информацию, потенциально опасную для физического, нравственного и духовного развития несовершеннолетних. Социальная значимость и острота проблемы информационной незащищенности несовершеннолетних, их родителей, социального института воспитания и семьи в целом проявились в массовых протестах общественности против попыток публичного сексуального просвещения детей, в том числе в СМИ, и нарушения тем самым преимущественного права родителей на воспитание собственных детей. Это право закреплено в нормах международного и отечественного конституционного и семейного законодательства. Так, Конвенция о правах ребенка, провозглашая в ст.18, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, обязывает государства-участников уважать ответственность, права и обязанности родителей, в том числе при обеспечении ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия (ст.ст. 3 и 5). Деятельность средств массовой информации в рассматриваемом направлении нарушает и статью 63 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающую преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Соблюдение указанных норм представляется особенно важным в такой деликатной и связанной с сохранением социальной ценности семьи сфере, как половое воспитание. Вопреки рекомендациям Конвенции о правах ребенка об учете должным образом "важности традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка", публичные формы сексуального просвещения, как правило, не ориентирует детей на национальные, православные, иные конфессиональные ценности: создание и укрепление моногамной семьи, поощрение материнства, деторождения, ограничение до и внебрачных половых связей, установка на целомудрие и воздержание в подростковом возрасте. Публичная сексуально-просветительная деятельность многих современных периодических изданий и телевизионных программ представляет собой попытку механического (а с учетом противодействия им общественного мнения, можно сказать, насильственного) переноса в социально-культурные условия России неадаптированных и чуждых отечественному менталитету концепций сексуального просвещения западных стран (в том числе уже устаревших, отвергнутых и раскритикованных там), без учета национальных культурных традиций и особенностей социального поведения в сфере отношений полов. При этом игнорируется специфика отечественных подходов и традиционных методов образования и воспитания несовершеннолетних, построения их взаимоотношений с родителями. Не принимается во внимание резкий протест общественности, представителей господствующих в России религиозных конфессий, равно как и не лишенные основания возражения специалистов по вопросам детской и подростковой психологии. Систематическая, информационно насыщенная и объемная публикация материалов сексуального содержания на страницах специализированных журналов для подростков угрожает гармоничному формированию личности, ее высших социальных потребностей, чревато гипертрофированным развитием одних сфер индивидуального сознания за счет других. Предпринимаемые указанными изданиями попытки сексуального просвещения несовершеннолетних не способствуют формированию у них собственно половой культуры, не сопровождаются адекватной информацией о нравственных, этических, правовых и иных социальных регуляторах сексуального поведения. Широкая гамма чувств, эмоций, отношений, связанных с социальным феноменом любви, зауживается до уровня физиологии и техники секса. Чрезмерно откровенный характер публикаций и передач СМИ, сопровождаемых наглядными иллюстрациями и сомнительными, с профессиональной точки зрения, советами по вопросам физиологии и гигиены половой жизни, способен оказать неблагоприятное влияние в целом на социализацию несовершеннолетних, формирование у них представлений о социально одобряемых моделях взаимоотношений полов. Гипертрофированное и доведенное до абсурда сексуальное просвещение несовершеннолетних (особенно младших возрастных групп, до 14 лет), сводимое в основном к бесконтрольному потоку информации о физиологической стороне любви и технике секса, без должного акцентирования внимания на социальных и духовно-нравственных аспектах любовных отношений людей, может вызвать необратимые последствия для психо-сексуального развития личности. В их числе специалистами называются отклонения в психике и поведении детей, рост половой деморализации подростков, расторможение влечений с невротизацией или асоциальным поведением, разрушение традиционных форм взаимоотношений с родителями. Акцентуация внимания детей на анатомических и физиологических подробностях полового акта способствует преждевременному пробуждению и стимулированию у них сексуальных потребностей и активному поощрению к неограниченному удовлетворению последних. Происходит вряд ли случайная подмена понятий: сложнейшего и до конца не познанного социально-психологического феномена любви - ее физиологическими проявлениями; многообразного спектра любовных отношений сексуальными контактами. Такие романтические названия как "влюбленные", "возлюбленная", "избранник" и т.п., кажется, вообще вытеснены в печатных изданиях для юношества термином "сексуальные партнеры". А их ответственность перед обществом и друг перед другом СМИ пытаются свести лишь к заботе о предупреждении нежеланной беременности или венерических заболеваний (теперь это называется "ответственным партнерством"). Популяризация среди подростков гедонистического образа жизни, культа физических, чувственных наслаждений и свободы от нравственных и социальных обязанностей, от сложившихся в обществе норм и созидательных традиций сопровождается призывами получать в любых формах максимальное сексуальное удовлетворение от своего тела и от своих "партнеров", не бояться экспериментов в области секса, не опасаться противодействия своей сексуальной практике со стороны родителей. Такие рекомендации не вызвали бы у специалистов столь резких возражений, касайся они взрослых людей. Однако, будучи адресованными социально и физиологически незрелым подросткам (начиная с 11-12-летнего возраста), они вызывают серьезные сомнения, с точки зрения их профессиональной, нравственной и правовой безупречности. Существенным и вполне закономерным дефектом любой массовой информационной деятельности в сфере сексуального просвещения является отсутствие дифференцированного подхода к объему, "дозированию" сведений об интимной стороне жизни людей, неадаптированность форм их подачи применительно к различающимся по возрасту, полу, социальному и сексуальному опыту категориям несовершеннолетних. Учитывая, что информация подобного содержания беспрепятственно распространяется средствами массовой информации среди подростков, в том числе не достигших возраста 14 лет, и более того, бесплатно или за символическую плату навязывается им, избыточность и преждевременность откровенной информации о сексуальной жизни может нанести непоправимый ущерб их здоровью и социальной адаптации в обществе. Ссылки издателей и журналистов на якобы имеющуюся потребность детей в столь подробных и детализированных сексологических консультациях представляются малоубедительными. Они основаны не научно подтвержденных данных об объеме действительных информационных запросов в этой области разных возрастных групп несовершеннолетних и социально приемлемых формах удовлетворения подобных запросов без ущерба для здоровья детей, а исключительно на обзоре писем читателей. Юные корреспонденты подобных периодических изданий представляют, как правило, весьма ограниченную и специфическую (по уровню своего психофизиологического развития, уже имеющемуся сексуальному опыту, стереотипам сексуального поведения) категорию несовершеннолетних. По этой причине содержание их вопросов к редакции далеко не всегда адекватно отражает реальную потребность их среднестатистических сверстников в получении такой обширной сексуальной информации. Взять, к примеру, наглядно иллюстрированные описания в журналах для юношества сексуальных поз, способов само - и взаимоудовлетворения сексуальных партнеров, подробных анатомических особенностей женских и мужских гениталий, сексуальных перверсий. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что интерес корреспондентов к сексуальным проблемам в определенной мере искусственно стимулируется, подогревается самими авторами откровенно эротических публикаций, провоцирующими обращение к ним подростков за консультациями. Очевидно, что популяризация СМИ разнообразных форм сексуального поведения может способствовать восприятию их детьми в качестве побудительного стимула к началу или активизации собственной сексуальной практики. Возможно и формирование комплекса неполноценности у подростков, пока еще не имеющих сексуального опыта вообще или оценивающих его под влиянием соответствующих публикаций как недостаточный либо чрезмерно однообразный. В ряде развлекательных журналов для подростков (таких как "COOL", "COOL-GIRL", "16-Ровесник" и пр.) прослеживаются тенденции снятия каких-либо социально и физиологически обусловленных ограничений и запретов на сексуальную практику детей, депатологизации сексуальных отклонений (разрушению, размыванию границ между нормой и патологией в сексуальном поведении). Тем самым они способствуют формированию искаженного отношения подростков к "альтернативным", нетрадиционным формам семьи, брака, половым отклонениям и извращениям. Недопустимым представляется публичное обсуждение на страницах печатных изданий, ориентированных на юношескую аудиторию, вопросов, связанных с крайними, в том числе насильственными формами сексуальных отношений (инцест, садомазохизм, педофилия, некрофилия и пр.), что должно служить предметом исключительно индивидуальных и профессионально грамотных консультаций специалистов. Фактические отклонения в социальной практике от сложившейся в обществе ценностно-нормативной системы нередко недобросовестно используются издателями и журналистами для оправдания и легализации процесса разрушения общепринятых образцов социально-позитивного и поощряемого обществом поведения, в том числе в сфере сексуальных отношений. Попытки вестернизации стереотипов сексуального поведения находят наиболее благодатную почву в не сформировавшейся психике детей и подростков. Приходится признать, что в стране в настоящее время отсутствуют концептуально-методологические, методические, правовые, организационные и материально-технические основы разрешения проблемы предупреждения вредного, социально неприемлемого информационного воздействия на несовершеннолетних. Предпосылки такого воздействия кроются в несформированности государственной концепции (стратегии) информационной политики Российской Федерации, в игнорировании необходимости предписанных международным правом особых подходов к обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. Хотелось бы думать, что разработанная в настоящее время в РАО концепция "Половое воспитание российских школьников" научно обоснована, адаптирована к отечественным условиям и может рассматриваться в качестве составной части образовательной и информационной стратегии государства в отношении несовершеннолетних. Не созданы пока основы законодательного регулирования всего спектра отношений сторон процесса полового воспитания несовершеннолетних: государства, общества, общественных институтов (включая образовательные учреждения и СМИ), родителей и детей. Не предусмотрены правом конкретные формы государственного и социального контроля за образовательно-просветительской практикой СМИ (в том числе в сфере сексуального образования юношества), не разработан механизм ответственности ее субъектов, что противоречит целям и принципам законодательства об образовании. Если в образовательных учреждениях такого рода деятельность, хотя и в недостаточной мере, но все же регламентируется соответствующими законодательными актами, охватывается различными видами контроля (посредством ее специального лицензирования, аттестации, аккредитации учебных заведений, установления государственных образовательных стандартов, критериев отбора педагогов, образовательных методик и программ и пр.), то в массовой информационной практике она остается нормативно неурегулированной и потому фактически бесконтрольной. Необходимой гарантией предупреждения растления несовершеннолетних в форме публичной просветительской деятельности СМИ должно служить профессионально грамотное методическое, организационное и кадровое обеспечение такого рода деятельности. Это позволило бы оградить детей от непрофессионального подхода к освещению столь деликатной, интимной области человеческих взаимоотношений. Анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о явно недостаточной правовой защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия СМИ, в том числе в сфере публичного сексуального просвещения. Действующие правовые запреты в этой области (см., например, ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации", "Временные Правила коммерческого и иного распространения на территории г.Москвы печатной продукции эротического содержания", утвержденные распоряжением Мэра г. Москвы N386-РМ от 11 августа 1994 г., Постановление Правительства Москвы «О дополнительных мерах по организации распространения аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей и защите аудитории кабельного телевидения от произведений, пропагандирующих порнографию и насилие" от 27 июля 1999 г. № 693) касаются населения в целом, не учитывая в должной мере особенностей восприятия сексуальной информации наиболее уязвимой категорией граждан - несовершеннолетними. В целях преодоления пробельности и рассогласованности правового регулирования рассматриваемой сферы социальной деятельности необходимо осуществить следующие меры. Привести российское законодательство (семейное, гражданское, уголовное, в сфере образования, информации и печати и пр.) в соответствие с международно-правовыми принципами и нормами, направленными на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних. Предусмотреть в соответствующих нормативных актах более подробную регламентацию вопросов, связанных с защитой детей, подростков и их родителей от вредного информационного воздействия, массового внедрения, в том числе с помощью СМИ не апробированных, профессионально и педагогически неграмотных просветительских проектов, от угрозы публичного растления несовершеннолетних. С учетом требований международного права расширить предусмотренный ст.14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации" от 3 июля 1998г. перечень видов информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Установить запрет на распространение среди детей печатной, аудио-, видео и иной продукции, популяризирующей разврат и преступный образ жизни, пропагандирующей нормы и ценности криминальной среды. В законодательном порядке принять меры, направленные на предупреждение и пресечение использования несовершеннолетних в изготовлении, рекламировании и распространении указанных видов продукции. Восполнить пробельность российского законодательства путем более четкой правовой регламентации прав и обязанностей субъектов любого рода образовательно-просветительской деятельности среди несовершеннолетних, правовых и организационных форм защиты детей и подростков от возможных злоупотреблений в сфере сексуального воспитания, от суррогатных, непрофессиональных форм сексуального просвещения, разрушительного массового информационного воздействия на их психику, нравственное и духовное развитие, затрудняющего и искажающего процесс формирования у них стереотипов сексуального поведения и семейных отношений. Необходимо создание эффективных правовых механизмов применения существующих норм конституционного и гражданского законодательства, семейного права, направленных на защиту нравственных, семейных ценностей, провозглашающих право и обязанность родителей на приоритетную роль в воспитании собственных детей. Следует отразить в отраслевом законодательстве (семейном, образовательном, регламентирующем деятельность средств массовой информации, органов социальной защиты и социального обслуживания населения и пр.) концептуальные положения "Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей"), принятых на основе Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы[3]. В названном документе ставится задача "реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами"; "укрепления правовой защиты детства", "поддержки семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей", "создания условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры". В нем предусмотрен комплекс мер, направленных на борьбу с детской проституцией, проявлениями жестокого обращения с детьми, применением в отношении них некорректных приемов воспитания, психического и физического насилия, против разрушения семейных связей, за оздоровление образа жизни семей. Практическая реализация приведенных рекомендаций позволила бы, в частности, противопоставить суррогатным формам нравственного и сексуального воспитания несовершеннолетних (в том числе осуществляемым в коммерческих целях средствами массовой информации) квалифицированную государственную и общественную систему оказания социальной, психологической, сексологической и педагогической помощи родителям и детям. Для вытеснения социально вредных и практически бесконтрольных форм массового информационного воздействия на детей и подростков необходимо незамедлительное финансовое, организационно-техническое и правовое обеспечение реализации Национального плана действий в интересах детей в части: · расширения и совершенствования различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей; · разработки и реализации программы подготовки молодежи к семейной жизни, в том числе через систему образования и здравоохранения; · развития сети учреждений по оказанию социальной, психологической и педагогической помощи семье и детям, включая срочную психологическую помощь. Решение этой задачи должно рассматриваться в качестве обязательного условия обеспечения духовной безопасности России как неотъемлемой части концепции национальной безопасности государства. Принять на законодательном и правоприменительном уровнях меры, направленные на соответствующие требованиям цивилизованного общества ограничения в демонстрации средствами массовой информации актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аномальных, патологических форм поведения, в том числе крайних форм сексуальных отношений. Обеспечить возможность практической реализации предусмотренных статьями 4 и 37 Закона РФ "О средствах массовой информации" норм о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации и ограничении распространения эротических изданий, а также статей 13-ой Конвенции о правах ребенка и 13-ой Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, разрешающих установление законодательных ограничений свободы слова в целях охраны нравственности. Разработать и привести в действие правовые и организационные механизмы применения Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года. Регламентировать в правовом порядке предусмотренные им нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет "в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей". Для предупреждения и пресечения злоупотребления свободой слова законодательно урегулировать и внедрить необходимые формы государственного и общественного контроля за соблюдением печатными изданиями и иными средствами массовой информации действующего законодательства, в том числе путем: ·
установления соответствующих
видов правовой
ответственности СМИ (как юридических
лиц) и их сотрудников (издателей,
распространителей, журналистов,
авторов публикаций и материалов) за
нарушение законодательства, направленного
на правовую защиту несовершеннолетних; · ужесточения порядка лицензирования деятельности средств массовой информации и контроля за соблюдением условий лицензирования, прежде всего, специализированными изданиями, предназначенными для несовершеннолетних и распространяющими информацию эротического содержания. При правовой регламентации порядка лицензирования средств массовой информации в числе обязательных сведений, представляемых учредителями, предусмотреть более точное и подробное указание ими примерной тематики и специализации печатного издания, не допуская крайне неопределенных и чрезмерно общих терминов, таких, к примеру, как "человеческие взаимоотношения". Под данное определение вполне подходят и откровенно эротические изображения полового акта, крайних проявлений сексуального поведения по отношению к партнерам (сексуальные действия насильственного характера, совершаемые в отношении детей и подростков и т.п.). Очевидно, что проблематика такого рода должна быть предметом особого внимания как при регистрации печатного издания, при отнесении его к изданиям специальной направленности (эротическим, образовательно-просветительным и пр.), так и при контроле за соблюдением им условий лицензирования. В ходе подготовки поправок к Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации" рассмотреть вопрос о правовой ответственности учредителей средств массовой информации за существенные расхождения между заявленной тематической направленностью СМИ и реальным содержанием его публикаций в случаях, когда такое несоответствие влечет определенные правовые последствия (специальный порядок лицензирования, ограничения в распространении издания и пр.). Предусмотреть на законодательном уровне возможность более оперативного официального реагирования на незаконное распространение средством массовой информации материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, путем немедленного приостановления его деятельности после подтверждения указанных фактов в установленном порядке (в том числе по расследуемому уголовному делу). Согласно действующему законодательству, приостановление и прекращение деятельности СМИ допускается по решению суда лишь после неоднократного направления в течение года в адрес учредителя и (или) редакции письменных предупреждений регистрирующим органом или Государственным Комитетом по печати и информации РФ (см. ст. 16 Закона РФ "О средствах массовой информации"). В соответствии с компетенцией Государственного Комитета по печати и информации РФ в части осуществления им проверки и анализа печатных материалов с целью определения соответствия их содержания требованиям законодательства Российской Федерации в области печати и массовой информации, а также принятия мер по предупреждению злоупотребления свободой массовой информации, обеспечить в необходимых случаях организацию указанным органом специальной (психологической, психиатрической, сексологической, культурологической, педагогической, криминологической) экспертизы содержания и форм подачи СМИ информации, предназначенной для детей и подростков. Изучение заключений специалистов разных профилей по поводу содержания и формы подачи эротических материалов в отдельных развлекательно-просветительных журналов для подростков показало, что в настоящее время отсутствуют адаптированные к современным требованиям специальные методики экспертной оценки профессионального уровня и качества специализированных печатных изданий для юношества, определения их соответствия нравственно-этическим и эстетическим требованиям общества, задачам воспитания и образования несовершеннолетних, их защиты от неквалифицированного и вредного публичного информационного воздействия. Правоприменительная практика испытывает острую потребность в создании такого рода специализированных экспертных методик, в том числе методики проведения комплексной психолого-педагогико-психиатрической и психолого-лингвистической экспертизы печатных изданий, теле- и радиоканалов, занимающихся сексуальным просвещением несовершеннолетних. Привести деятельность средств массовой информации в сфере сексуального просвещения детей и юношества в соответствие с целями и задачами государственной политики образования в Российской Федерации. Принять меры к совершенствованию правовой регламентации данного направления деятельности СМИ и других просветительских учреждений в законодательстве РФ об образовании, информации и печати. Предусмотреть при этом повышение требований к уровню профессиональной подготовки и нравственно-этическим качествам журналистов, работающих с несовершеннолетней читательско-зрительской аудиторией. С учетом распространения на практике новых, нетрадиционных форм публичного, массового растления несовершеннолетних (с помощью средств массовой информации, специализированных эротических периодических изданий, компьютерной техники, видеоиндустрии, расширения сети оказания порно- и сексуальных услуг с привлечением детей и подростков) обратиться в Верховный Суд РФ за официальным толкованием норм, предусмотренных ст.ст. 135 и 242 УК РФ. При подготовке легального толкования понятий "развратные действия", "порнографические материалы и предметы", определении критериев их разграничения с материалами и предметами эротического содержания, обратить внимание на развитие интеллектуальных форм совращения детей, в том числе на то обстоятельство, что растлению последних, в силу особенностей их психо-сексуального развития, объективно может способствовать и доведение до их сведения информации, не признанной в установленном порядке порнографической. Учесть при этом значительно более высокую степень общественной опасности и вредоносности преступлений данного вида именно для несовершеннолетних, с точки зрения деформации их дальнейшего социального, физического, нравственного и духовного развития. Это поможет устранить крайний разнобой в толковании правоприменительной практикой вида и направленности умысла виновных, мотивов и целей совершения указанных преступлений, будет способствовать достижению необходимого единообразия в их квалификации. При разработке законодательного определения дефиниций "порнография", "порнографическая продукция", "материалы и предметы порнографического содержания" и т.д. следует исходить из конкретно-исторических социальных потребностей российского общества, учитывая национальную культуру в сфере половых отношений, сложившиеся стереотипы сексуального поведения, отношений между полами, между родителями и детьми, традиций сексуального воспитания. Нельзя также не учитывать готовность общественного мнения к принятию той или иной концепции сексуального просвещения и образования. Недопустимо механистическое копирование с западных программ образовательной деятельности в данной сфере, насильственное внедрение чуждых национальной культуре стереотипов сексуального поведения, половозрастных взаимоотношений в вопросах полового воспитания. Представляется необходимым строго дифференцированный подход в правовой регламентации и официальном толковании понятия "порнографические материалы и предметы" применительно к их незаконному использованию (изданию, рекламированию и распространению) в отношении взрослых и несовершеннолетних. Такой подход оправдан самим предназначением продукции порнографического содержания, специально рассчитанной на возбуждение и удовлетворение сексуального влечения потребителя данной продукции. Очевидно, что характер и степень воздействия на личность откровенных материалов эротического характера, детализированно описывающих и наглядно изображающих технику полового акта, гениталии партнеров, существенно различаются у разных возрастных групп потребителей подобной информации. Очевидно, что последняя наиболее сильно влияет на подростков, способствуя преждевременному пробуждению у них полового влечения, стимулированию сексуального возбуждения и акцентуации их интересов на физиологической стороне любви. Законодательно сформулировать более четкое определение "специализированных эротических изданий" с тем, чтобы исключить вероятность крайне неоднозначного его толкования, что неизбежно при избыточности оценочных признаков в формулировке данного понятия действующим Законом о средствах массовой информации. В ст.37 указанного Закона под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое издание или программа, которые "в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу". Совершенно неясным остается смысл понятия "эксплуатация интереса к сексу", что затрудняет его применение в правоохранительной практике. Не установлены критерии определения "целостности" и "систематичности" эксплуатации СМИ такого интереса, в связи с чем становится проблематичным применение к средствам массовой информации ограничений, предусмотренных законом для специализированных эротических изданий. При регламентации указанных понятий иметь в виду, что для несовершеннолетних потребителей печатной продукции одинаково вредным может быть ознакомление как с изданиями, периодически публикующими информацию эротического содержания в числе других развлекательных материалов, так и с журналами или газетами, в целом специализирующимися на эротической тематике. Более того, высокие тиражи развлекательных изданий с элементами эротики для подростков скорее всего предопределяются тем, что для привлечения читательской аудитории ими используются красочные постеры неэротического характера с изображением эстрадных звезд и публикации о частной жизни кумиров молодежи. В законодательстве необходимо сформулировать признаки, позволяющие четко различать продукцию эротического, сексуального характера, с одной стороны, и информацию, связанную с образованием, наукой и культурой, с другой. Это важно для того, чтобы исключить необоснованное предоставление предусмотренных законом льгот средствам массовой информации, размещающим под видом публикации научно-просветительского, учебного характера материалы откровенно эротического содержания, включая соответствующим образом поданную информацию о физиологии и гигиене половой жизни[4]. Следует устранить, путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, допущенную при его разработке непоследовательность в соблюдении принципа приоритетности уголовно-правовой защиты прав несовершеннолетних потерпевших, повышенной уголовной ответственности взрослых, виновных в совершении преступлений в отношении данной, наиболее уязвимой категории населения: · на основе тщательного научного исследования проблемы рассмотреть вопрос о восстановлении в ст.ст.134, 135 УК РФ предусматривавшегося ранее действующим уголовным законодательством 16-летнего возраста потерпевших, исходя не столько из формально-юридических критериев (такого, например, как законодательно установленный возраст вступления в брак), сколько из потребностей защиты государством права несовершеннолетних на личную половую неприкосновенность (в примечаниях к указанным нормам можно было бы внести определенные оговорки о том, что уголовной ответственности за действия, предусмотренные ст.ст.134, 135, не подлежит лицо, состоящее в зарегистрированном браке с потерпевшими либо имеющее незначительную разницу в возрасте с потерпевшим); · редакционно уточнить формулировку диспозиции статьи 135 УК РФ с тем, чтобы она охватывала не только физические, но и становящиеся типичными интеллектуальные способы развращения несовершеннолетних; · предусмотреть квалифицированный материальный состав данного преступления, что позволило бы более адекватно отразить степень общественной опасности последствий развратных действий, выраженную в причинении существенного вреда нравственному, духовному, психическому и физическому здоровью несовершеннолетних; · в качестве квалифицированного состава предусмотреть в ч.2 ст.135 УК РФ "развратные действия в отношении несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, совершенные с использованием средств массовой информации или в иной публичной форме (аналогично ч.2 ст.129 и ч.2 ст.130 и ч. 1 ст. 282 УК РФ) либо в отношении двух или более лиц"; · включить в ст. 242 УК РФ часть вторую, содержащую такие квалифицирующие признаки как "незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов среди заведомо несовершеннолетних, а равно использование заведомо несовершеннолетних в изготовлении, распространении или рекламировании порнографических материалов или предметов", установив за их совершение повышенную уголовную ответственность. Потребность в выделении специального, отягчающего ответственность состава статьи 242 УК РФ, предусматривающего совершение данного преступления в отношении несовершеннолетних, обусловлена (помимо упоминавшихся выше причин) спецификой объекта преступного посягательства данного вида, характером и степенью общественной опасности и вредных последствий распространения среди детей и подростков порнографических материалов и предметов. Современное уголовное право обоснованно применяет дифференцированный подход в определении объектов так называемых половых преступлений в отношении разных категорий потерпевших. Если преступным действиям сексуального характера подвергается взрослый человек, законодатель характеризует их как посягательства на "половую свободу личности". В тех же случаях, когда жертвой половых преступлений становится ребенок или подросток, их объектом называется "половая неприкосновенность" личности несовершеннолетних. Кроме того, и в отечественном, и в международном праве (например, в Конвенции о правах ребенка) объектом любых форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации ребёнка признается его нравственное, психическое и физическое развитие. Вред, наносимый перечисленным объектам преступлением, предусмотренным ст.242 УК РФ, существенно отличается по своей направленности, глубине и степени деформирующего влияния на личность от вреда, наносимого аналогичными действиями взрослому, достигшему половой и социальной зрелости человеку. Данное обстоятельство требует дифференцированного, с учетом особенностей психического развития несовершеннолетних, подхода в практике правового регулирования деятельности средств массовой информации. Подобный подход последовательно проводится в большинстве ведущих стран Запада (США, Франция, Германия, Италия) и в международном праве (например, в Директиве о вещании ЕЭС), где введены существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность»и «нарушающей их благополучие». Упование на разрешение данной проблемы исключительно или преимущественно уголовно-правовыми методами, путем привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся изданием, рекламированием и распространением среди подростков материалов откровенно сексуального, непристойного характера, представляется явно преувеличенным. Во-первых, действующее в России уголовное законодательство пока еще не в полной мере отвечает интересам защиты прав несовершеннолетних, не обеспечивает должное противодействие фактам массового, публичного растления детей, в связи с чем нуждается в серьезном совершенствовании. Во-вторых, значимость проблемы с позиции государственных и общественных интересов, с учетом трудно предсказуемых масштабов и характером вредных последствий потребления такого рода информационной продукции для широкого, индивидуально-неопределенного круга несовершеннолетних требует принятия мер не столько карательного, сколько профилактического характера.
Опыт зарубежных стран демонстрирует
эффективность в борьбе с интеллектуальными
и физическими формами растления
несовершеннолетних мер идеологической,
воспитательной и экономической
направленности. Так, в США в последнее
пятилетие были существенно свернуты,
оставшись без экономической поддержки
бюджета, реализуемые Комитетом полового
воспитания и информации США программы так
называемого «более безопасного секса»[5].
Это связано с подисанием 22 августа 1996 г
Президентом Б. Клинтоном закона под
названием «Акт упорядочивания личной
ответственности и дееспособности» (Публичный
закон 104-193). Этот закон, более известный в
США как «Социальная реформа»,
предусматривает внедрение и
финансирование Конгрессом в размере $ 50 млн.
в год в течение последующих пяти лет “Образования
воздержания”. Последнее включает образовательные и мотивационные
программы, направленные, в частности, на
пропаганду социальной ценности семьи,
брака, рождения детей в браке, обучение
воздержанию от сексуальной активности вне
брака как ожидаемому эталону
для школьников всех возрастов, внушение
важности достижения зрелости личности до
вступления в сексуальные отношения. Авторский вариант статьи, опубликованной в Журнале Российского права, 2000 г., № 1. [1] Понятием "ребенок" в международном праве охватывается любой несовершеннолетний, не достигший 18-летнего возраста. [2] СМ.: Статья 7 Конституции РФ "В Российской Федерации охраняются здоровье людей,…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…". Статья 38 часть 1 Конституции РФ "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Пункт 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". п.3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". п.3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". Статья 28 Декларации прав и свобод человека и гражданина "Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей…". [3] Утверждены Указом Президента Российской Федерации N942 от 14 сентября 1995 г. [4] См., например, Федеральный Закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" N 191 от 01.12.95 года. [5]
Приводится по
переводу статьи
«Medical Institute for Sexiual Helth”- “ Sexiual Helth Update”,
spring 1997.
|