|
Анализ
системы МИР: Разработка и апробация этой системы продолжалась в течение почти сорока лет, и полученные результаты, как оказалось, намного перекрывают почти все когда - либо полученные достижения педагогов и воспитателей. Некоторое представление о то, что может дать родителям и педагогам владение системой МИР дает таблица 1, на основании многолетних наблюдений и литературных данных. Таблица 1. Наиболее высокие результаты массовых методик развития детей (Таблица еще не завершена) В таблице приняты следующие обозначения: “(***)” - выявлен вред для интеллектуального развития; не рекомендуется. “*” - обычные результаты; “-” - нет данных. Страна и авторы методов Показатели развития Россия Германия
США Япония Офиц. Начинают ползать ( 1 мес.)***;
1 мес;
*;
4 мес Следует сказать, что возможности системы МИР настолько выходят за рамки общепринятых представлений, что большинство специалистов просто не готово к восприятию “рекордов” развития человека. Однако, эти результаты, как мы считаем, представляют собой самые естественные, обыкновенные показатели нормального развития в системе отсчета МИР.
Трагикомизм положения
традиционных педагогов, их беспомощность
заключается в том, что они опираются на выводы
психофизиологов, которые, в свою очередь, никогда
не занимались педагогикой раннего развития ...
Как мы убедились, общаясь с представителями
официальной науки и тем более педагогики, они
совершенно невосприимчивы к тому, что известно
современным нормальным, неравнодушным
родителям, пробующим различные новые методы. Одной из главных проблем, которую позволяет преодолеть система МИР, является разрыв между школой и семьей, противоречие между целями и задачами родителей, с одной стороны, и педагогами, или “педагогическим сообществом”, с другой. Ясной и понятной целью родителей
является дать ребенку максимально возможный
высокий уровень образования за минимальное
время и минимум затрат. Однако, "родительское
сообщество" вобщем, понимает, что само по - себе
"педагогическое сообщество", если брать его
в целом, пока, к сожалению, объективно
заинтересовано в обратном. Оно стремится
максимально увеличить сроки обучения, чтобы
обеспечить занятость педагогов и
гарантированное выделение бюджетных средств.
Это характерно и для "официальных"
педагогов и России, и для США, и объяснимо
банальными экономическими мотивами. Платное
образование во много раз усугубляет негативные
процессы - доступ к образованию получают почти
исключительно богатые. Предполагается, что
регулятором качества образования будет
свободный рынок образовательных услуг. Но
переход к рыночной конкуренции возможен только
при соответствующей, достаточной подготовке
педагогов, с одной стороны, и наличии свободных
средств у населения, с другой. Ни того, ни другого
в настоящее время не наблюдается, хотя и сделаны
необходимые шаги в этом направлении. Я имею в
виду прогресс законодательства. Вместе с тем,
все финансирование идет на устаревшие,
традиционные методы: прогрессивные технологии (Никитин,
Зайцев, Щетинин, Шаталов, МИР, Доман и др.)
абсолютно не финансируются, более того, вызывают
у традиционных педагогов бурю негодования и
раздражения. Вот у кого проявляется колоссальный
отрицательный потенциал! И ведь эти специалисты
вот уже десятилетия пытаются воспитывать
детей. Итоги воспитания методами традиционной
педагогики все мы наблюдаем. Как они учили - то и
получили. 3. Почему в газетах и журналах мало пишут про новые методы развития детей? Еще одну причину я обнаружил в неожиданном месте ... в редакциях журналов и газет. Причем это не просто невежественное состояние, это воинственная позиция. Например, некто Р., редактор солидного педагогического журнала в "Семья и школа" письменной форме мне ответил: что стране не нужно много развитых и талантливых детей. Как - нибудь я помещу этот ответ-свидетельство в общественном суде над недобросовестными педагогами, если родители организуют когда - нибудь такие показательные слушания ... В “Учительской газете”
сосредоточились журналисты, которые
эмоционально - агрессивно относятся ко всему
новому, вернее к лучшему в педагогике. Еще точнее,
все новое там воспринимают как нанесение им
обиды, поэтому безжалостно и с каким - то садизмом
кромсают материал, уничтожая главное, словно
многотонным катком приглаживая все самое
существенное и важное. В редакции “Дошкольное образование”, например, в 1995 году мне было заявлено: “Вот если бы вы были японец, мы бы может быть, и опубликовали ваши новшества в разделе дискуссий” и ... опубликовали общего характера материал М. Ибуки ... По разным причинам редакции СМИ до сих пор занимаются отъявленной цензурой материалов по воспитанию и оставляют население в потемках, губят, простите, целые поколения. Можно представить, какому
неправильному отношению населения к своим детям
может научить обладающая гигантской властью, но
невежественная во всех сложных вопросах
психологии и педагогики, журналистская, пишущая,
братия. А ведь теоретическая физика по сравнению
с педагогикой или психологией - это почти что
семечки. В системе МИР принимаются во внимание только цели родителей, как единственного законного заказчика воспитательных и педагогических услуг. Никаких уступок так называемым "традиционным представлениям" не делается: если эти представления губят способности детей, то об этом говорится прямо. Педагоги - новаторы, Б. Никитин, Н. Зайцев, В. Шаталов и другие, не могут без боли и без возмущения говорить о традиционных методах, потому что эти методы - откровенный, беззастенчивый простите, геноцид талантов и гениев в России. Они об этом заявили более четверти века тому назад. За это на их долю свалились все мыслимые репрессии и гонения, благо только, что были уже не так наываемые сталинские времена, и они остались живы. Так что нынешние родители могут быть благодарны судьбе, что могут познакомиться с трудами педагогов - новаторов (список книг педагогов - новаторов см. в Библиотеке) 4. Как используются педагогические методы? Если говорить о большинстве педагогических рекомендаций, то они носят затратный характер и не пригодны для нормального и свободного развития ребенка, поскольку они отбирались по критериям увеличения времени и затрат на обучение. Эти методы служат целям организации учебного процесса, и часто к целям родителей не имеют никакого отношения. Об этом написаны тонны специальной литературы и научных трудов. Ежегодно защищаются десятки тысяч диссертаций, и почти в каждой имеется суровая критика традиционных методов. Но кто видел эту критику? Она пылится в архивах, до общественности не доходит, потому что вступает противоречие с официальной, "затратной" доктриной образования. В системе МИР произведен тщательный отбор педагогических методов, подходов и выбраны самые эффективные методы и приемы. Не беда, что их немного - зачем загромождать лишним и без того ограниченное время родителей? Только методов и приемов педагогического воздействия насчитывается более пятисот, и можно предложить еще больше. Однако, эти методы разрабатывались исключительно для нужд педагогов, для целей организации поурочного процесса, и реализуемой сегодня повсеместно объяснительно - иллюстративной системы обучения. Резервы этой системы чрезвычайно ограничены и полностью исчерпаны. Методы педагогического воздействия - включают конкретные способы и приемы общения педагога с учащимся или группой учащихся. Наиболее часто применяемые методы этого типа, так сказать, активный арсенал этих методов в традиционной педагогике чрезвычайно ограничен: выставление оценок, замечания в дневник, воспитательные беседы, вызов родителей в школу ... Слава богу, сейчас у директоров имеются возможности расширять арсенал методических приемов, но как правило, рано или позно к "инновационным школам" формируется пристрастное отношение со стороны бдительных чиновников. Директора школ вынуждены сворачивать бурную или серьезную инновационную деятельность - она не в русле, повторяю, официальной доктрины. Поэтому, родителям нужно дома что - то делать, спасать таланты своих детей. Именно для этого создается система МИР. 5. Используются ли в системе МИР психологические методы? На сегодня эти методы сложны не только для родителей, но и для педагогов, и сегодня все больше распространяется мнение, что каждой школе должна быть психологическая служба, что приведет к удорожанию образования. Вместе с тем, руководители образования справедливо недоумевают: ведь педагоги получают, казалось бы, достаточный объем педагогических знаний для использования их в школе. Многие специалисты считают, что психологические методы едва ли используются в школе на 5 - 10 процентов от необходимого объема. В чем же дело? На мой взгляд, большинство школьных проблем возникают вследствие несоответствия принятого варианта школьной формы обучения природе и состоянию ребенка, учащегося. Сами педагоги указывают, что для детей более предпочтительна игровая форма проведения занятий. В частности, это нашло отражение в Концепции образования, опубликованной в 1989 году (см. в кн.: “Дошкольное образование в России. Сб. действующих нормативно - правовых док. и научно - методич. материалов. М.: Изд-во “АСТ”, 1997. с. 8.). Однако, на деле, ничего для внедрения игровых форм обучения в школе, не сделано. Примечание, 31 мая 1999 г. : Интересно, что в последние два года ситуация резко изменилась. Вчера я просмотрел архив "Няни": оказалось, в каждом номере в разных статьях по несколько раз, часто слово в слово приводятся многочисленные игры, взятые из моих книг 1995 - 1998 года, без каких либо ссылок. Очень прошу родителей, обратиться к редакторам журнала: пусть опубликуют те "простыни" материалов, которые я отправлял им по факсу и порекомендуют своим авторам упоминать источники. Я неоднократно выступал по ТВ, все мои методики и игры зарегистрированы, в том числе в РАО. Родители могут пользоваться описаниями игр сколько угодно, а писателям, педагогам и психологам, приводить их без письменного разрешения, в крайнем случае и тем более без ссылок, как требует закон, нельзя, и не потому, что кто - то намеревается требовать оплаты, а потому, что сплошь искажается суть приемов и методов - ведь МИР - это весьма строгая СИСТЕМА, там все делается с прицелом на последующие годы и социальную адаптацию ребенка. Но, все - таки, спасибо "Няне", что этот замечательный журнал сделал доступными родителям многие прогрессивные рекомендации отечественных воспитателей! В системе МИР большинство трудностей психологического порядка преодолевается широким использованием игровой формы обучения. Это позволяет не вдаваться в сложные психологические теории и методы: игровая форма - это и есть учет многих законов психологии. Исключение могут составить действительно редкие случаи. В рекомендуемых мною играх и программах использованы практически все самые эффективные рекомендации психологов, выводы и следствия наиболее важных разделов и теорий. Поэтому, при использовании предложенных интегрированных программ и методов, пособий и игр психолог может не потребоваться. Короче говоря, я бы советовал помнить, что развитый интеллект ребенка - лучшее лекарство от многих стрессов. 6. Какие другие методы использованы в системе МИР? Кроме упомянутых, в число наиболее эффективных методов входит широкий спектр методов внушения (суггестивные методы) и методы биоэнергетического воздействия. Все эти методы так или иначе входят в арсенал часто неосознаваемых приемов родителей, и именно через родителей эти возможности задействуются в процессе игровых действий. Я их специально не выделяю - только по специальному желанию родителей. Нельзя не упомянуть о методах социально - психологического воздействия, которые начинают играть все более усиливающуюся роль с момента начала общения ребенка со сверстниками. Поскольку все игры носят коллективный, коммуникативный характер, то упомянутые методы используются в полной мере. Следует добавить, что при использовании всех видов воздействия желательно учитывать данные астропсихологии - в этом может убедиться каждый родитель или педагог, если познакомится хотя бы с описаниями астрологических типов личности в соответствии со знаками Зодиака. Часто даже хорошее владение различными методами воздействия или воспитания оказывается бесполезным, если не учитываются элементарные сведения об астропсихологическом типе ребенка. По моему мнению, при всей условности и приближенности характеристик они в 80% случаев оказываются полезными, что для гуманитарных наук является потрясающей, почти сверхъестественной точностью. 7. Используются ли методы “родительской педагогики”? Эти методы обладают значительно более мощными возможностями, чем отдельно взятые педагогические и иные. Как правило, они представляют собой неосознанные системы, в которых, на самом деле сочетаются эффективные методы воздействия. Остается только удивляться, почему педагогическая наука многие столетия не идет по пути изучения, обобщения и использования родительского опыта. Если судить об эффективности, то в этом отношении родительские методы воспитания стоят намного выше, чем педагогические, и это многократно подтверждено в истории развития человечества (см. “Как развивать детей одаренными?”, с.49-56). Традиционная “официальная” педагогика необоснованно отгораживается от предмета “родительской педагогики”. Это - одна из причин, почему ей не удается повысить эффективность системы образования. Можно было бы сказать, что образовательная система на базе МИР осуществляет это, с одной стороны, за счет активного просвещения родителей и, с другой стороны, модернизации чисто педагогических методов развития и воспитания элементами родительских способов и приемов. 8. Что такое методики системы МИР и каковы их особенности? В программах МИР все перечисленные группы методов реализуются путем интегрирования в виде специальных развивающих игр и их модификаций, уровней и подуровней. Далее приводятся фрагменты материалов для начальной подготовки родителей и профессионалов. 9. Какими должны быть игровые программы? (Общие требования к программам МИР) Центральное место в каждой методике МИР занимают описания порядка или алгоритмы действий родителей, педагогов и детей. Эти описания в педагогике принято называть “программами”. В системе МИР программы представляются в виде составной части правил игр. Для родителей важно, чтобы
развивающие и обучающие программы были
информационно - прозрачны, нормальны, например,
понятны и просты как список еженедельных покупок
продуктов. Для целей нормализации и последующей оптимизации Программы нужно взять за основу следующие соображения. 1. Необходимо и родителям и педагогам предоставить общий перечень целей и показателей развития ребенка, и конечно, создать единую базу задач, которая должна быть сквозной, от 0 до 17-18. Только имея такую общую, и выраженную на едином языке, базу задач и целей, можно показать, как путем интегрированных игр, можно уменьшить количество, как самих задач, так и количество методических приемов, игр и занятий...Иными словами, следует поставить задачу сокращения времени на, развитие, обучение и образование. 2. Следует также составить понятный перечень всех приемов, методов развития, воспитания и образования, то есть, структурировать методическую часть программ. Когда приемы и методы воспитания тоже превратятся в единую методическую базу (или: базу методик), тогда можно будет выделить те методические элементы, которые “покрывают” смежные, малозначительные. Таким образом будет достигнута оптимизация методов развития - обучения - воспитания - образования. 3. Естественно, нужно предложить понятные и доступные всем приемы интегрирования, объединения процессов развития, обучения и образования, так как разделение этих видов педагогической деятельности не всегда оправдано и является причиной удорожания образования. 4. Необходимо выделить систему показателей и возможностей ребенка, так как это - главный общий знаменатель. 5. Создание системы достигаемых показателей позволит договориться о критериях этой новой, единой системы методов развития - обучения - воспитания - образования, которую мы назваем "фундаментальным образованием". Здесь нужно подобрать специальные общедоступные тесты. Собственно, нужно, чтобы методическая база давала в качестве результата в конце каждого периода развития все необходимые показатели. Анализ этих показателей и будет служить основанием для применения последующих уровней игр и т.д. 10. Почему, несмотря на очевидную необходимость системы МИР, у родителей встречаются противоречивые мнения? Я верю, что родители,
применив хоть "что - то" из системы МИР, подарят своим детям
"одаренность". Но приходится высказываться
и по так называемым отрицательным отзывам, нападкам.
Речь даже не идет о каком либо подобии научной
критики: не нравится, и все тут. Например, в
прошлом веке из-за подобного "огульного
отрицания" погибли миллионы рожениц, молодых
матерей: доказано, сто "традиционные
специалисты - врачи" в течение почти сорока лет
отрицали рекомендации Земмельвейса ... мыть
получше руки, с хлоркой. Сейчас речь идет о том,
что некоторые "специалисты" сознательно
губят таланты у детей тех родителей, кого они
отговаривают учитывать рекомендации "системы
МИР". 3) По нашей статистике,
примерно 2 человека из ста предпринимает попытку
шантажа или "компьютерного", или точнее, "интернет
терроризма". Как это выглядит? Несколько раз
созваниваются. уговаривают помочь, приехать,
проконсультировать и сделать копии материалов,
составляя длинный список. Мы выделяем человека, и
он полдня занимается этой работой. Получив и
скопировав материалы, эти "террористы"
звонят и хотят получить обратно деньги за
выполненную работу. угрожают что, мол, будут
заниматься антирекламой в интернете, дескать
являются активными участниками телеконференций,
клубов и прочего. Естественно, мы прекращаем с
такими "террористами" общаться. Приглашаем партнеров для создания филиалов, Центров МИР |